Сатанизм

Сатанизммировоззрение и официально практикуемая религия, философия которой была сформулирована в 1960-е Антоном Шандором ЛаВеем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» представляет собой современное движение, насчитывающее несколько тысяч последователей по всему миру.

Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения — символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма). Согласно ЛаВею, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте»[1].

Содержание

История

Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд[2], Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.[3]

Сатанинские организации

Церковь Сатаны (англ. Church of Satan) — старейшая и наиболее крупная сатанинская организация, численность которой предположительно составляет несколько тысяч человек по всему миру. Точное количество людей, состоящих в данной организации, неизвестно, поскольку она не предоставляет сведений о своём составе и не требует публичного объявления о факте своего членства. Штаб-квартира Церкви Сатаны в данный момент располагается в Нью-Йорке, а пост верховного жреца занимает магистр Питер Гилмор.

В середине 1970-х бывший член Церкви Сатаны, Майкл Аквино, основал Храм Сета — организацию, имеющую идеологию, основанную на собственной интерпретации древнеегипетских мифов, с уклоном в мистицизм. Члены Храма Сета позиционируют себя как «сетианцы», поэтому, строго говоря, его не следует называть организацией, в какой бы то степени практикующей сатанизм.

Старшая дочь Антона ЛаВея, Карла ЛаВей, в 1999 году основала небольшую организацию под названием Первая Сатанинская Церковь (англ. First Satanic Church), идеология которой основывается на философии ЛаВея. Других сколько-нибудь значимых организаций, практикующих сатанизм, на текущий момент не зарегистрировано.

Историческое использование термина

Термин «сатанизм» встречается в литературе, самое раннее, с XVI века, однако в другом значении, что до сих пор способствует возникновению путаницы вокруг его использования. Под этим термином не понималось какое-либо философское учение или течение, ибо он использовался лишь в качестве уничижительного слова для обозначения совершенно различных еретических, с точки зрения католической церкви, учений, а также для обвинения Святой инквизицией людей в колдовстве и любой другой нехристианской деятельности. (Ср. использование термина «враг народа» в СССР.) Какие-либо данные о том, что до основанной А. Ш. ЛаВеем в 1966-ом году Церкви Сатаны существовала какая-либо иная, более древняя организация (или культ) сатанистов, объявившая бы о своей философии как сатанизме, отсутствуют.

Первое упоминание термина «сатанизм»

Работа Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, считается старейшим документом, в котором содержится слово «сатанизм»:

Meaning the time when Luther first bringed to Germanie the poisoned cuppe of his heresies, blasphemies, and Satanismes («…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и Сатанизмов»). [4]

Следует отметить, что Мартин Лютер никогда не связывал свою философию с Сатаной и не декларировал свой интерес к этой теме. Термин «сатанизм» употребляется Хардингом в качестве уничижительного определения учения, противостоящего каноническому христианству.

«Сатанизм» XIX века

Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить к дьяволопоклонничеству, демонизму и декадентству.[5] «Сатанизм» XIX века представляет собой скорее миф или городскую легенду.

Философия сатанизма

Основные принципы сатанизма можно обобщить следующим образом:

  • потакание инстинктам взамен воздержания;
  • полноценное существование взамен духовных мечтаний;
  • стремление к познанию взамен самообману;
  • воздаяние окружающим за их заслуги вместо любви к неблагодарным;
  • отмщение взамен подставления щеки;
  • ответственность за свои действия и их последствия;
  • цельное рассмотрение человека без отрицания его животной составляющей.

Фундаментальный индивидуализм

Зачастую сатанизм ошибочно называют идеологией, потворствующей жестокости и безответственному поведению, однако подобное противоречит основным принципам сатанинской этики, в том числе принципу ответственности для ответственных. Центральная идея в сатанизме, унаследованная от Ницше, состоит в том, что индивидуум должен своими силами найти для себя цель и смысл жизни и преодолеть конформизм масс. Сатанист рассматривается в виде эквивалента ницшеанскому «сверхчеловеку».

Антон ЛаВей считал, что «сатанистами рождаются, а не становятся», а также что сатанисты «страдают болезнью под названием независимость, которая должна быть так же признана, как и алкоголизм». Сатанизм содержит в себе элемент либертарианства: поощряются социальное разнообразие, раскрытие собственной сексуальности, развитие личности и постановка своих целей в жизни. Благодаря данному акценту на индивидуальности сатанизм считается философией «Пути левой руки».

Сатанизм и Бог

Сатанизм рассматривается в качестве антагониста так называемым «отрицающим жизнь» религиям (то есть религиям, ориентированным в основном на посмертное существование с отказом от земных благ). Сатанисты не верят в иудео-христианскую концепцию Бога, и большинство из них являются атеистами и агностиками. В сатанизме каждый отдельный индивид — сатанист — метафорически признаётся своим собственным богом или богиней. Обычно сатанисты с большим скепсисом относятся к различным «божественным откровениям» других религий.

Lex talionis

Другим важным элементом сатанинского мировоззрения является принцип, известный как «Закон воздаяния» (лат. Lex talionis) (в Библии, к примеру, сформулированный как «око за око, зуб за зуб»), состоящий в том, чтобы «поступать с другими так, как они поступают с тобой». ЛаВей не был согласен с христианским Золотым правилом, требовавшим от человека «поступать с другими так, как он хочет, чтобы люди поступали с ним», считая его психологически вредным. По ЛаВею, любовь, сострадание и симпатия должны уделяться только тем, кто этого достоин, а не растрачиваться на неблагодарных, так как это энергетически более экономно и разумно; «если „поступать с людьми, как хотите, чтобы поступали они с вами“, а те отнесутся к вам плохо, будет против человеческой природы продолжать относиться к ним с уважением. Вы можете поступать с другими, как хотите, чтобы поступали они с вами, однако если ваша доброта останется безответной, к ним нужно будет отнестись с той ненавистью, которой они заслуживают».[6]

Девять основ сатанизма

  1. Сатана представляет потворство вместо воздержания!
  2. Сатана представляет жизненное бытие вместо духовных иллюзий!
  3. Сатана представляет неосквернённую мудрость вместо лицемерного самообмана!
  4. Сатана представляет доброту к тем, кто этого заслуживает, вместо любви, потраченной на льстецов!
  5. Сатана представляет месть вместо подставления другой щеки!
  6. Сатана представляет ответственность ответственному вместо заботы о психических вампирах!
  7. Сатана представляет человека всего лишь ещё одним животным, которое иногда лучше, чаще же намного хуже тех, что ходят на четырёх лапах, которое из-за своего «превосходного развития духовности и интеллекта» стало самым порочным животным из всех!
  8. Сатана представляет все так называемые грехи, если они несут физическое, умственное или эмоциональное удовлетворение!
  9. Сатана был для Церкви самым лучшим другом, потому что все прошедшие годы Он держал её при деле![7]

Восьмая заповедь означает и то, что сатанизм в отличие от многих консервативных идеологий и религий толерантен (при условии соблюдения принципа ответственности для ответственных) в отношении, к примеру, гомосексуальности, бисексуальности, фетишизма и некоторых других сексуальных практик, долгое время подпадавших под категорию табу в западном мире. Очевидно, данное понимание сатанизма значительно отличается от бытового понимания «культа зла».

Девять сатанинских грехов

Основными «грехами», то есть качествами, которыми сатанисту не рекомендуется обладать, считаются:

  1. Глупость — тяжелейший грех в сатанизме.
  2. Претенциозность.
  3. Солипсизм в отношении действительности.
  4. Самообман.
  5. Стадный конформизм.
  6. Отсутствие широты взглядов.
  7. Незнание опыта поколений.
  8. Контрпродуктивная гордыня.
  9. Отсутствие чувства эстетичного.[8]

Спекуляции вокруг сатанизма. Сатанинская паника

Основная статья: Сатанинская паника

Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую неверифицируемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены. Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения. Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.

В 1980-е годы на сатанистов и Церковь Сатаны обрушилась лавина критики со стороны, главным образом, телеевангелистов, утверждавших, что в США существует разветвлённая сеть сатанистов, численностью до нескольких миллионов, ведущих нелегальную деятельность (убийства, изнасилования, похищения и т. п.). Данный феномен получил название «Сатанинская паника». Расследование ФБР показало ложность подобных обвинений.[9] Несмотря на это, некоторые «жёлтые» издания, в том числе и в России, продолжают распространять дезинформацию, намеренно либо ненамеренно.

Псевдосатанизм

Некоторое число молодых людей, увлекающихся тяжёлой музыкой (такими направлениями, как black metal, death metal и др.), могут говорить о своём интересе к сатанизму. Однако они обычно ограничиваются внешней атрибутикой, а впоследствии интересы у таких индивидуумов часто резко меняются. Данное явление получило название псевдосатанизм.

Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами, навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия, либо следующие «христианству наоборот» (так называемые дьяволопоклонники). К сатанизму как мировоззрению и религии данные люди не имеют никакого действительного отношения.

Сатанизм в России

Официально на территории Российской Федерации и стран СНГ зарегистрированные сатанинские организации отсутствуют. Однако, по данным РСА, в России, на Украине и в некоторых других странах существует несколько частных групп — объединений индивидов, являющихся членами Церкви Сатаны либо же практикующих сатанизм. Сведения некоторых СМИ о многообразии сатанинских организаций на территории бывшего Советского Союза, в виду крайне низкой степени верифицируемости данных, невозможно считать действительными.

Сатанизм в Рунете

Сатанизм и национализм. Андрей Борцов

Warrax — Андрей Борцов — является владельцем сайта Black Fire Pandemonium с богатой подборкой философских, публицистических и литературных материалов. Получил известность в 199798 годах благодаря своему веб-сайту Black Fire Pandemonium, на котором одним из первых разместил электронную копию «Сатанинской библии» Антона Шандора ЛаВея на русском языке, и впоследствии — благодаря своим статьям, в резкой и саркастической манере критикующим сообщества и личности, к которым Борцов испытывал антипатию (христиане вообще и православные в частности, «псевдосатанисты», сторонники теории Холокоста, национальные и сексуальные меньшинства, либералы и т. д.). Андрей Борцов известен в последнее время также и своей приверженностью к национализму.

Вопрос национализма следует прояснить отдельно: приверженность к национализму характеризует исключительно Warrax’а и его сторонников, что вызвало появление иронического термина «национал-сатанизм»; по собственным же словам Андрея Борцова, сатанизм и национализм относятся к разным когнитивным полям. Согласно основам философии сатанизма, сформулированным Антоном Шандором ЛаВеем, человек рассматривается исключительно по своим индивидуальным качествам, приверженность же к идеологиям наподобие национализма является одним из основных качеств «человеческого стада». По мнению некоторых критиков, сатанизм вообще не совместим с национализмом или иной массовой и построенной на тех или иных догмах идеологии; данный вопрос является одним из спорных и его подробное рассмотрение уже выходит за рамки обзорной статьи.

Примечания

  1. «Anton LaVey: America’s Satanic Master of Devils, Magic, Music and Madness» // The Washington Post Magazine. — February 23, 1986(англ.)
  2. Lewis, James R. «Who Serves Satan? A Demographic and Ideological Profile» // Marburg Journal of Religion'. June 2001.(англ.)
  3. «Navy approves first ever Satanist» // BBC News. — 24 October, 2004.(англ.)
  4. Harding T. A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b
  5. См. Гюисманс Ш. Там, внизу. 1891.
  6. См., например: А. Ш. ЛаВей, «Сатанизм» (монография, 1968).
  7. А. Ш. ЛаВей, Девять основ сатанизма (1969).
  8. А. Ш. ЛаВей, The Nine Satanic Sins (1987).(англ.)
  9. 1992 FBI Report — Satanic Ritual Abuse.

Библиография

Книги А. Ш. ЛаВея

  • The Satanic Bible (Avon, 1969, ISBN 0380015390)
  • The Complete Witch, or, What to do When Virtue Fails (Dodd, Mead, 1971, ISBN 0396062660); republished as The Satanic Witch (Feral House, 1989, ISBN 0922915008); re-released with an introduction by Peggy Nadramia, and an afterword by Blanche Barton (2003, ISBN 0922915849).
  • The Satanic Rituals (Avon, 1972, ISBN 0380013924)
  • The Devil’s Notebook (Feral House, 1992, ISBN 0922915113)
  • Satan Speaks!, introduction by Blanche Barton, foreword by Marilyn Manson (Feral House, 1998, ISBN 0922915660)

На русском языке

  • ЛаВей А. Ш. Сатанинская библия. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
  • ЛаВей А. Ш. Записная книжка дьявола. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
  • ЛаВей А. Ш. Сатанинские ритуалы. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.

Книги об А. Ш. ЛаВее

  • Burton H. Wolfe. The Devil’s Avenger: A Biography of Anton Szandor LaVey. — Pyramid Books, 1974. ISBN 0515034711 — Out of print. (Отрывки из книги(русск.))
  • Blanche Barton. The Secret Life Of A Satanist: The Authorized Biography of Anton LaVey. — LA.: Feral House, 1990, ISBN 0922915121
  • Jack Fritscher. Popular Witchcraft: Straight from the Witch’s Mouth; featuring Anton LaVey. — University of Wisconsin Press: Popular Press, 2004. ISBN 029920300X, hardcover, ISBN 0299203042, paperback.

На русском языке

  • Бартон, Бланш. Тайная жизнь сатаниста: Авторизованная биография Антона ЛаВея. — М.: Ультра.Культура, 2004. ISBN 5-98042-046-0

Публикации о сатанизме

  • Arthur Lyons. The second coming: Satanism in America. — NY., 1970.
  • Arthur Lyons. Satan Wants You: The Cult of Devil Worship in America. — Mysterious Press, 1988, ISBN 0-89296-217-8; Warner Books, 1989, ISBN 0-445-40822-7 — Out of print
  • Blanche Barton. The Church of Satan: A History of the World’s Most Notorious Religion. — NY.: Hell’s Kitchen Productions, 1990. ISBN 0-9623286-2-6 — Out of print
  • Bill Ellis. Raising the Devil: Satanism, New Religions and the Media. — University Press of Kentucky, 2000.
  • Gavin Baddeley, Paul Woods. Lucifer Rising: A Book of Sin, Devil Worship and Rock 'n' Roll. — Plexus Publishing (UK), 2000. ISBN 0-85965-280-7
  • Gareth J. Medway. Lure of the Sinister: The Unnatural History of Satanism. — NY.: New York University Press, 2001.
  • James R. Lewis. Satanism Today: An Encyclopedia of Religion, Folklore and Popular Culture. ABC-Clio Inc, 2001.
  • Tony M. Kail. Cop’s Guide to Occult Investigations: Understanding Satanism, Santeria, Wicca, and Other Alternative Religions. — Paladin Press, 2003.
  • Peter Gilmore. Satanism // The Encyclopedia of Religion and Nature. — L., NY.: Thoemmes Continuum, 2005. pp. 1483—1484. ISBN 1-84371-138-9

Символика сатанистов

См. также

Ссылки

Общее описание

Организации и личные проекты сатанистов

Критика философии и публикации

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home