Нью-эйдж

Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое:

  • возросшим значеним индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
  • смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
  • массовостью популяризации несформировавшихся знаний и технологий.


Содержание

Составные части нью-эйджа

Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности

  • модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений;
  • медицинская и околомедицинская деятельность, целительство;
  • технологии оздоровления, гимнастики, единоборства;
  • организация медитаций, психотехнологии и психотренинг;
  • художественая и популярная литература, музыка и песни, изобразительное искусство и эстетика;
  • мистические ритуалы, мантика и гадания;
  • научная, околонаучная и псевдонаучная деятельность.

История нью-эйджа

Хотя понятие «нью-эйдж» появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, начало нью-эйджа можно принять существенно раньше.

В 1970-е нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой были сформированы еще в 1960-е. Предшественниками нью-эйдж являются теософия, спиритизм и другие оккультные течения конца XIX — начала XX века, например, трансцендентализм, месмеризм, астрология, магия, алхимия, каббала и паранормальные явления.

Предпосылки возникновения нью-эйджа

Нью-эйдж возник по многим причинам. Наиболее существенные из них следующие:

  • Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
  • Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
  • Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
  • Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

Развитие ранних идей нью-эйджа

После первых переводов Упанишад и открытия Японии для запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась еще ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. Первое системное осмысление восточных доктрин предложило Теософское общество, образовавшееся в XIX веке, основу Теософского Общества составили труды Елены Петровны Блаватской. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин New Age ввела Алиса Бейли, одна из лидеров Теософского Общества. Первое международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 под наванием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).

В России на развитие нью-эйджа повлияли художник Николай Рерих и Елена Рерих.

В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.

В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.

Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы

В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:

Положения веры нью-эйдж

Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.

  • Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит во ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений.
  • Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
  • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
  • Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
  • Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности»
  • Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени
  • Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей
  • Представление о единстве науки, мистики и религии
  • Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы
  • Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности

В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):

  • Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
  • Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
  • Общегуманные ценности (Любовь, ощущение духовного единения).
  • Ценность правильного образа жизки (вегетарианство, воздержания, добра, соблюдений ритуальной правильности …)
  • Ценность избранности, посвящения, приобщённости в тайну и входа в замкрутое духовное братство.

Хотя положения ньюэйджевской философии плохо примиримы друг с другом, представители нью-эйджа пытаются их совместить, аппелируя к высшему, трансперсональному, непостижимому или тайному. Это придаёт ньюэйджевской философии большую устойчивость к критике и позитивную направленность.

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные религиозные группы и секты, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в сильно упрощённом и популярном виде, или на базе популярной смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Сай-баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религий и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:

  • В первую очередь следует упомянуть Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций.
  • Получили развитие школы суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инаят-Хана.
  • Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Гурджиевым и развитая Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Появилась школа саентологов Рона Хаббарда, предлагающая могоступенчатую иерархию развития человека через определенные психические практики.
  • Большую популярность приобрело учение Карлоса Кастанеды, апеллирующее к традиции индейцев-яки.

Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

  • Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.
  • Общество китайской гимнастики Фалунь Дафа, пропагандирующая комплекс Фалуньгун и популярного мировоззрения, состоящего из смеси нью-эйджа, даосизма и буддизма, достигло огромных размеров и стало жёстко преследоваться китайскими властями.
  • Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.

Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.

Нью-эйдж и медицина

См. также: альтернативная медицина.

Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности, как в легальной так и в нелегальной форме.

Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения:

  • рейки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;
  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, уверждая холистический подход ко всем системам человека.

В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • представление о и возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли и психических практик;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.

Критика нью-эйджа

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций.

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения мистических методов в науку или придания наукообразия нью-эйджевским построениям, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой.

Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных знаний, а также видя нежелание представителей нью-эйджа подчиниться традиции и дисциплине.

Представители культуры и философии критикуют нью-эйдж за поверхностность, бессистемность и популизм, отчего более тонкие и глубокие учения оказываются в тени и не получают развития.

Несмотря на справедливость утверждений критиков, в рамках нью-эйджа возникают и серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и способов мышлления, выработка общегуманной философии и соединения религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность.

Понятие «нью-эйдж» применяется также к коммерческой сфере духовных услуг и технологий, с целью охвата людей, вовлечённых в это движение.

Ссылки

Ссылки на английском языке

Академическое изучение нью-эйджа

Наиболее характерные организации нью-эйджа

Критика нью-эйджа

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home