Железная дорога сверхширокой колеи

Железная дорога сверхширокой колеижелезная дорога, где колея сделана намного шире, чем у обычных железных дорог. Исторически было выдвинуто множесто проектов строительства таких дорог, но все они остались нереализованными (исключение — проект Брунеля).

Преимущества и недостатки

Реальные выгоды от сверхширококолейных дорог не столь велики. Единственная экономически ощутимая выгода — возможность перевозки крупногабаритных грузов (которые, впрочем, составляют весьма незначительную часть общего грузопотока). Можно также упомянуть новые возможности для повышения комфорта пассажирских вагонов.

Среди недостатков самый главный — необходимость создания совершенно новой сети дорог, связанной со старой только местами перегрузки/пересадки. В то же время развитие железных дорог обычной колеи привело к многократному повышению их провозной способности и снижению себестоимости при сохранении преемственности.

История

В России первая железная дорога (Царскосельская, построена в 1836) использовала колею 1829 мм; после 1897 г. переоборудована на колею 1524 мм.

Другой проект радикального расширения колеи был осуществлён в Англии инженером Брюнелем. Железные дороги колеи 2140 мм строились компанией «Грейт Истерн Рейлуэй» начиная с 1838 г., однако в 1864 г. началось их переоборудование на колею 1435 мм, завершившееся в 1892 г.

Ещё более амбициозный проект разрабатывался в Германии в 1930-х и 1940-х годах («Breitspurbahn»). Предусматривалось использование колеи 3000 мм (первоначально даже 4000 или 4600 мм). Подвижной состав мог быть шириной 8000 мм и высотой 7500 мм. Нагрузка на ось должна была составлять 30—35 тс; скорость пассажирских поездов 200—250 км/ч. Электрификация должна была осуществляться с помощью третьего рельса.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home