Числовые радиостанции

Числовы́е радиоста́нции — коротковолновые радиостанции, происхождение которых достоверно неизвестно. Обычно они передают в эфир набор чисел, слов или букв который зачитывает диктор. В некоторых случаях используется фонетический алфавит.

Голоса дикторов часто сгенерированы при помощи электроники. Живые голоса обычно женские, но иногда используются мужские или детские голоса.

Принято считать, что числовые радиостанции используются в качестве одностороннего канала связи со шпионами, работающими на задании. Ни одно правительство, на чьей территории работают эти станции, официально не признавало этого объяснения. Однако в одном случае шпионская деятельность радиостанции, передающей числа преследовалась по суду в США.

Некоторые числовые радиостанции появляются и исчезают, а некоторые работают в соответствии с расписанием. Их деятельность слегка активизировалась в начале 90-х.

Содержание

Предположительное происхождение и использование

Согласно информации проекта «Conet» («The Conet Project»), числовые радиостанции вещали со времён Первой мировой войны. Если это на самом деле так, эти радиостанции можно назвать одними из первых широковещательных станций.

Принято считать (в одном случае даже предъявлялось официальное обвинение), что числовые радиостанции работают как простой и надёжный способ коммуникации правительственных организаций и шпионов, работающих под прикрытием ([1]). В соответствии с этой теорией, сообщения предназначены для расшифровки с помощью одноразового шифровального блокнота. В пользу этой версии говорит также то, что содержание и расписание числовых радиопередач резко изменялось в период необычных политических событий (например во время российского конституционного кризиса 1993 года).

Другие считают, что работа числовых радиостанций связана с деятельностью контрабандистов наркотиков. В отличие от правительственных радиостанций, станции контрабандистов должны быть менее мощными и мобильными. Последнее требуется для того, чтобы станцию нельзя было запеленговать и выяснить её расположение методом триангуляции. Однако многие чиcловые радиостанции вещают десятилетиями. Для их функционирования необходимо много электроэнергии, которой, как правило, не хватает на изолированных ранчо и фермах в регионах выращивания наркосодержащих растений.

Сигнал радиопередатчика мощностью около 40 Вт может быть принят во всём мире при идеальных условиях (низкий уровень местных помех, удачная погода, время года, низкая солнечная активность, а также использование большой приёмной антенны и высококачественного приёмника). Однако шпионы вынуждены работать с портативными приёмниками в любую погоду, время года и при любой солнечной активности. Только передатчики огромной мощности могут гарантировать доставку сигнала в любую точку земного шара. Конечно, некоторые правительства не нуждаются в таких мощных передатчиках, если работа с их сигналом ведётся на территории близлежащих государств.

Несмотря на то, что ни один вещатель или правительство не признали использование числовых радиостанций, в 1988 году в статье в «Дейли телеграф» (en:Daily Telegraph) был процитирован анонимный источник из Министерства торговли и промышленности Великобритании (эта организация регулирует радиовещание в Великобритании), который сказал: «Они [числовые радиостанции] именно то, что вы полагаете. Люди не должны быть мистифицированы. Станции не предназначены, как мы говорим, для общественного потребления.» [2] Прослушивание числовых радиостанций без официального разрешения в Великобритании является незаконным.

Энтузиасты, исследующие деятельность числовых радиостанций, часто дают этим станциям названия, указывающие на характерные признаки их вещания. Например станция «Lincolnshire Poacher» («Линкольнширский браконьер») называется так потому, что перед передачей каждого числового ряда, в её эфире звучат два такта одноимённой народной песенки. В эфире станции «Magnetic Fields» («Магнитные поля») до и после набора чисел звучит музыка французского музыканта Жана Мишеля Жарра. «Atención» начинает передачи с испанской фразы: «¡Atención! ¡Atención!»

Определение местоположения числовой радиостанции — довольно дорогостоящая и требующая затрат времени задача. Однако ошибки со стороны вещателя, пеленгация и знание особенностей распространения коротковолнового сигнала может дать любителям расследований кое-какие подсказки.

Например, считается, что станция «Atención» находится в Кубе. Происхождение этой версии связано с тем, что однажды по ошибке «Радио Гавана Куба» некоторое время вещала на той же частоте. Возможно радиоволны этих двух радиостанций проинтерферировали между собой, но возможно, что оператор «Atención» слушал передачу «Радио Гавана» и нечаянно выдал её в эфир. (Приблизительно в 20002001 годах США официально объявили «Atención» кубинской радиостанцией.)

В 19801990 годах, в журнале для радиолюбителей была опубликована статья, рассказывающая о том, как несколько человек при помощи переносного пеленгатора смогли обнаружить передающую антенну числовой радиостанции во Флориде или в Уорентоне [3], в здании, принадлежащем военным. Как предполагают участники проекта, передатчик соединён телефонной линией с источником в Вашингтоне (округ Колумбия). Автор статьи пишет, что Федеральное агентство по связи (FCC) не желает отвечать на общественные запросы по поводу числовых радиостанций [4].

Во время работы некоторых числовых радиостанций на заднем плане можно услышать тоновые сигналы.

Дело по расследованию шпионской деятельности и радиостанция «Atención»

Кубинская радиостанция «Atención» стала первой числовой радиостанцией, официально обьявленной шпионской. Это заявление было центральным в деле по обвинению в шпионаже, после раскрытия кубинской шпионской сети «Оса». В 1988 году американские обвинители заявили, что подозреваемые вводили услышанные по «Atención» числа в компьютер с установленной программой для расшифровки шпионских инструкций. Сотрудники ФБР в 1995 году смогли скопировать эту программу и расшифровали некоторые сообщения. В свидетельских показаниях использовались три примера расшифрованных сообщений «Atención». Язык исходных сообщений не указан.

  • «расположите всё по приоритетам и продолжайте укреплять дружбу с Джо и Деннис (prioritize and continue to strengthen friendship with Joe and Dennis).» [68 символов]
  • «Ни при каких обстоятельствах [агенты] Герман и Кастор не должны летать с BTTR или другой организацией 24, 25, 26 и 27 числа (Under no circumstances should [agents] German nor Castor fly with BTTR or another organization on days 24, 25, 26, and 27).» [112 символов] (BTTR — группа сопротивления режиму Кастро, использовавшая в своей деятельности авиатехнику для спасения беглецов из Кубы, плывущих на плотах.)
  • «Поздравьте всех женщин с Международным Женским Днём (Congratulate all the female comrades for International Day of the Woman.)» [71 символ]

На скорости — одно число (символ) в секунду, передача целого сообщения занимала минуту и более.

В 2001 году модератор списка рассылки исследователей деятельности числовых радиостанций заявлял, что кое-кто из получателей списка взламывал код для расшифровки сообщений «Atención» [5]. Это возможно, если один и тот же код шифровального блокнота используется неоднократно.

Форматы

В основном, числовые радиостанции работают в одинаковом формате, однако имеются некоторые различия. Передача начинается в начале часа или получаса.

В качестве прелюдии используется какой-либо идентификатор для станции, а иногда и для адресата сообщения. Идентификатор может быть фонетическим или числовым («Charlie India Oscar», «250 250 250»), использовать характерные фразы («¡Atención! ¡Atención!», «1234567890») или фрагменты музыкальных произведений. Вступление может также указывать на характер и приоритет сообщения или предупреждать, что сообщения не будет. Часто вступление повторяется в течение некоторого времени.

Затем следуют группы из четырёх или пяти цифр и/или букв. Для обеспечения надёжности передачи, диктор повторяет каждую группу дважды или дублирует сообщение целиком. Такие сообщения обычно можно расшифровать при помощи одноразового шифровального блокнота.

Некоторые станции передают несколько сообщений. В этом случае весь процесс повторяется с разным числовым содержимым.

После того, как все сообщения отправлены, станция заканчивает работу. Обычно это одна из форм слова «конец» (например: «end of message, end of transmission»; «ende»; «fini»; «final», «конец»). Некоторые станции (особенно те, которые предположительно находятся на территории бывшего СССР) заканчивают собщение серией нулей («000 000»), другие — музыкой и прочими звуками.

Технология передачи

За исключением небольшого количества радиостанций, технология передачи предельно проста — коротковолновые передатчики мощностью от 10 до 100 кВт.

Во времена «холодной войны» в Советском Союзе предположительно использовались передатчики мощностью до 500 кВт. Считается, что они находились за Уральским хребтом и были способны вести передачи на Западную Европу, Северную Африку возможно и на Северную Америку. В конце 1980-х годов технические достижения позволили Советскому Союзу снизить мощность этих числовых радиостанций до 100 кВт.

Местоположение числовых радиостанций, вещавших с территории СССР, не может быть полностью определено и по сей день. Советский Союз использовал радиоглушение для блокировки вещания западных радиостанций. Это делало практически невозможными попытки определить направление на числовые радиостанции. Коротковолновый диапазон в Европе был в то время переполнен, что тоже сильно затрудняло попытки пеленга.

Числовые радиостанции и культура

Музыка

В 1997 году «Проект Конет» («The Conet Project») выпустил на четырёх компакт-дисках серию записей числовых радиостанций. Диски были изданы лейблом «England’s Irdial-Discs»

Эти записи были использованы некоторыми музыкантами в качестве сэмплов для своих композиций. Например в песнях «Pause» группы «Stereolab», «Even Less» группы «Porcupine Tree», «Even the Waves» («Chroma Key») а также в различных песнях Wilco используются сэмплы с дисков «The Conet Project». Название альбома Wilco «Yankee Hotel Foxtrot» — текст одной из числовых радиопередач, использованный в музыке в качестве сэмпла. Барабанщик группы «Pere Ubu» Скот Краус давно интересуется деятельностью числовых радиостанций. Его трек «On the Lamb» длится около получаса и использует множество сэмплов, полученных из передач числовых радиостанций.

Песня «Numbers» группы «Kraftwerk» написана под влиянием прослушивания передач числовых радиостанций.

Шотландский дуэт «Boards of Canada» в треке «Gyroscope» (альбом «Geogaddi») использует сэмпл детского голоса, произносящего числа, предоставленный Conet Project.

Британская группа «65daysofstatic» использовала сэмпл «The Lincolnshire Poacher», а также другие передачи числовых радиостанций в песне «No Station».

В 2000 году группа «Cinerama» выпустила кавер-версию песни «London», в которой использовала сэмплы числовых радиостанций.

Кино и телевидение

В фильме Жана Кокто «Орфей» 1949, поэт Орфей слушает передачу числовой радиостанции в Ролс-Ройсе, который ведет шофер Смерть.

Камерон Кроу использовал часть записей The Conet Project в фильме «Ванильное небо». По его словам, «это было сделано, чтобы создать чувство растерянности».

Распечатка передач радиостанции «Lincolnshire Poacher» использована в декорациях сериала «Mark Thomas Comedy Project»

Числа 4, 8, 15, 16, 23 и 42 передавались числовой станцией на острове в сериале «Потерянные» («Lost»).

В 1991 году, в фильме «Игрушечные солдаты», колумбийские военные использовали числовые радиостанции для связи между военным училищем и базой. В фильме есть несколько сцен, в которых кодируются и расшифровываются сообщений числовых радиостанций.

В фильме «Красный восход» (1984) партизанская группа слушает по радио две кодовые фразы (каждая повторяется дважды): «Стул против стены» и «У Джона — длинные усы». Последняя фраза использовалась в качестве кодового сигнала французским сопротивлением во время Второй мировой войны.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home