Быстроходные танки

БТ (Быстроходный Танк) — название серии советских лёгких колёсно-гусеничных танков 1930-х годов.

Наряду с Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в её начальный период. Участвовали в конфликтах с Японией (включая боевые действия на оз. Хасан и на р. Халхин-Гол), в Гражданской войне в Испании, в Советско-финской войне, в Польской кампании, в Великой Отечественной войне, в Советско-японской войне.

В Красной армии имели прозвища «бэтэ́шка» или «бе́тушка». В немецкой - «Микки Маус» (за характерную форму круглых люков у БТ-7, которые напоминали уши мультипликационного мышонка).

Содержание

История БТ

Предшественники

Своему возникновению БТ обязаны американскому конструктору Дж.У. Кристи, который предложил оригинальную концепцию быстроходных танков.

Тема колёсно-гусеничных боевых машин в конце 1920-х – начале 1930-х была весьма актуальна. Дело в том, что танки той эпохи были невероятно медлительными. Скорость первых «сухопутных дредноутов» не превышала 10 км/ч. На поле боя этого, вроде бы, хватало для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника. Но вот переброска танков на новый участок становилась головной болью. И дело не только в низкой скорости – ресурс гусениц тогдашних танков был также невелик: их хватало не более чем на 100 км.

Именно с этим, кстати, связано такое обилие бронеавтомобилей, выпускавшихся в мире до Второй Мировой войны. Военным была крайне необходима боевая машина, обладающая высокой скоростью. И хотя недостатки бронеавтомобилей были всем понятны, только они могли занять нишу быстроходных боевых машин.

А что касается танков, то приходилось либо смиряться с их недостатками, либо подвозить танки к полю боя при помощи тяжёлых грузовиков, что довольно дорого.

Судя по всему, австро-венгерскому офицеру Гюнтеру Бурштыну в 1911 году первому пришла в голову оригинальная идея «скрестить» танк с бронеавтомобилем, а именно – установить его на колёса. Такой танк-гибрид мог бы по хорошей дороге двигаться на колёсах, как автомобиль (с соответствующей скоростью), а при движении по бездорожью колёса поджимались и танк шёл на гусеницах. Идея Бурштына не была реализована, но о ней не забыли.

Так, в 1920-е годы во Франции была выпущена серия лёгких танков «Сен-Шамон» с колёсно-гусеничным движителем. Казалось, это был прорыв: если на гусеницах «Сен-Шамоны» могли развить всего 8 км/ч, то на колёсах – целых 30 км/ч! Не отстали от моды и чехословацкие конструкторы, создав в 1924 году танк KH-50. А англичане в 1926 году предложили новое решение: на танке «Виккерс» поджимался не колёсный движитель, а гусеничный. В следующем году был создан танк, у которого одновременно поднимался один движитель и опускался другой. Поляки в том же 1927 создали экспериментальный WB10. В 1931 шведы выпустили танк La-30, у которого смена движителя происходила всего за 20 секунд, причём, операция могла проводиться прямо на ходу.

Конструкторы многих стран соревновались в изобретательности, пытаясь найти самое удачное решение «колёсно-гусеничной проблемы». Однако их детища в основном оставались лишь смелыми экспериментами: развитие техники не стоит на месте и танки (обычные) постепенно избавлялись от «детских болезней». Скорость хода по шоссе у лёгких танков достигла 40-50 км/ч. Повысился ресурс гусениц. А колёсно-гусеничные гибриды отличались сложностью и ненадёжностью.

Рождение БТ

Революционное решение предложил американский конструктор Уолтер Кристи. Он предложил увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колёс, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Танк со снятыми гусеницами превращался в нормальную колёсную машину с колёсной формулой 2×8. Не было никаких проблем с поднятием-опусканием движителей. Экипаж просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках. Для пущего эффекта конструктор установил на свой танк авиационный двигатель – при массе 9 тонн машина образца 1931 г. могла разгоняться до 110 км/ч и больше. Подобные показатели привлекли к новинке внимание. Но американская армия танки Кристи отвергла, посчитав ненадёжными.

Зато в СССР идея встретила полное понимание. Надо сказать, как раз в начале 1930-х годов в СССР шёл лихорадочный поиск удачной концепции танка. Попытки создать танк своими силами не увенчалась успехом. Танк МС-1 был, скорее, опытным образцом. Пришлось искать решение за границей.

Во Франции танкостроители топтались на месте не лучше отечественных – их танки не отличались удачными решениями и были лишь развитием FT-17 – знаменитого танка времён Первой Мировой. В Германии делать было нечего – этой стране по условиям капитуляции было запрещено иметь и разрабатывать танки. В Англии нашли удачный танк «Виккерс – 6 тонн», который на вооружение английской армии не попал, но за рубеж охотно продавался. Была закуплена лицензия на производство, и развитием «Виккерса» стал наш танк Т-26.

Но никому не удалось так поразить воображение советских военных инженеров, как Кристи. Его скоростной танк M1930 был как будто создан для масштабов нашей страны. Возможность быстро перебрасывать танковые подразделения на большие расстояния была очень заманчивой.

Два M1930 (без вооружения) закупили в 1931 году через торговую организацию «Амторг» и доставили на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). Танк сразу, не дожидаясь запуска в производство, приняли на вооружение. Скопированные (с мелкими изменениями) танки Кристи с новыми башнями назвали БТ-2 («Быстроходный Танк – 2»). Они были впервые показаны публике на параде в Москве 7 ноября 1931 года.

Динамические характеристики танка очень понравились военным. Фантастическая скорость, огромный запас хода… по сравнению с тихоходными МС-1 и Т-26, БТ был словно танк из будущего. Недостатки танка на фоне его плюсов казались просто мелочами.

Серию БТ продолжили – усилили бронирование и вооружение, поставили рацию (сначала – только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Казалось, военные были загипнотизированы возможностями колёсно-гусеничного движителя. На него пытались поставить танк Т-26 (вариант назывался Т-46) и даже средний Т-28 (вариант назывался Т-29, была даже выпущена экспериментальная серия).

Возникла идея создать танк с тремя движителями – плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал даже проект танка с четырьмя движителями (!) – колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) - танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц - с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого - на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Сейчас это может восприниматься, как несерьёзные прожекты. Однако нужно понять конструкторов 1930-х годов, которым в руки попал такой материал, как БТ. Тем более что их усилия не пропали даром – эксперименты 1930-х легли в основу создания многих удачных боевых машин, среди которых – лучший средний танк Второй Мировой войны – Т-34.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что у советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Однако это не совсем так. Тонкая противопулевая броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые. Ведь до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, а значит, этой угрозой можно было пренебречь. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились – серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение – колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах. Впрочем, утверждение В. Резуна и его последователей о том, что БТ могли двигаться лишь по автострадам, тоже не соответствует действительности. БТ нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством – многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ – это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название – А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, в инициативном порядке разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем – А-32. Остаётся удивляться смелости руководителя КБ М.И. Кошкина и его коллег, решившихся противоречить заказу НКО: шёл октябрь 1937 года, в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А.О. Фирсов).

В августе 1938 г. проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И.В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 г. А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться – отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М.И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 – Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор – в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К.Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто.

Разновидности БТ

  • БТ-2: Первый вариант БТ, по сути - пробная серия. Выпускался в 1931-32 гг. Вооружён 37-мм пушкой и пулемётом ДТ. Экипаж - 2 чел.
  • БТ-5: Усиленное бронирование, и вооружение (45-мм пушка и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых - ещё и зенитный ДТ). Экипаж - 3 чел. Выпускались в варианте линейного танка и командирского (с рацией).
  • БТ-5ПХ: Танк подводного хода - отличался приспособлениями, позволяющими преодолевать водные преграды по дну. Экспериментальный.
  • ПТ-1А: Плавающий танк. Экспериментальный.
  • БТ-5А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне. Экспериментальный.
  • БТ-7: Сварной корпус несколько изменённой формы. Новый двигатель. Вооружение - как у БТ-5. Выпускался, как и БТ-5 в варианте с рацией и без рации.
  • БТ-7А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне.
  • ОТ-7: Огнемётный танк.
  • БТ-7М (в зарубежной литературе иногда называют БТ-8): Дизельный двигатель.

Кроме того, испытывалось большое количество экспериментальных танков на основе БТ (ракетоносные, экранированные, радиоуправляемые и т.д.). Также, на основе БТ создавались экспериментальные и мелкосерийные бронированные машины (инженерные машины, мостоукладчики, машины управления, БРЭМ и т.д.).

В некоторых источниках утверждается, что существовал вариант танка с двумя башнями (как у первых Т-26). Однако это не соответствует действительности. Вероятно, авторов ввёл в заблуждение танк БТ-2 с пулемётным вооружением (из-за дефицита пушек на части танков пушку заменили на спаренный пулемёт).

Применение и оценка

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х до 1945. БТ повоевали и в Испании, где показал полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее – пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов.

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легко воспламеняющимися. И дело не в бензиновом двигателе (а каким он мог быть ещё? бензиновыми двигателями в то время оснащались все танки в мире). Ради увеличения запаса хода, вдоль бортов БТ установили бензобаки. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских маневров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Cromwell» и «Crusader».

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV,38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по огневой мощи и по динамическим характеристикам. Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга – броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышала боеспособность танка.

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 - начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Так что повоевали БТ и против нас. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они неплохо показали себя при разгроме Квантунской группировки.

См. также

  • БТ-2
  • БТ-5
  • БТ-7
  • колёсно-гусеничные танки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home