Саура, Карлос

Карлос Саура (исп. Carlos Saura) родился 4 января 1932 в Уэска, Испания — испанский режиссёр с признанным международным авторитетом.

Содержание

Биография

Карлос Саура дебютировал документальной лентой «Cuenca» (1958), за которой последовали «Бродяги» (1960), которые открыли в испанский кинематограф дорогу неореализму — стилю, распространившемуся к тому времени по всей Европе. Он же есть и в «Охоте» (1965), которая начинает лучшее кино Сауры с серьёзной работы, анализирующей раны, нанесённые гражданской войной. Это — жуткая история охоты персонажей, представляющих различные жизненные позиции. Декорации на натурных съёмках, на скучных ландшафтах и контрастная операторская работа Луиса Куадрадо (Luis Cuadrado), сделали этот фильм ориентиром для последующих кинолент и принесли большой международный успех, подтверждённый премией лучшему режиссёру на Международном Кинофестивале в Берлине.

После своих первых фильмов Саура в 1967 году начинает сотрудничество с продюсером Элиасом Куэрехета (Elías Querejeta) на фильме «Мятный коктейль со льдом (Замороженная мятная лепёшка)», дающем начало более известному периоду в его карьере. «Мятный коктейль со льдом» — это новое психологическое исследование последствий франкистских репрессий по окончании гражданской войны, сексуальная заторможенность и другие недостатки его поколения. Развязка фильма такая же жестокая, как и в «Охоте», но теперь она происходит в памяти или в более примитивных инстинктах персонажей.

Темы и образы, отшлифованные этим абстрактным стилем, развивались в сотрудничестве с Куэрехета, который стремился обмануть цензуру и высветить недостатки испанского общества, продолжились в «Стресс: три, три» (1968), «La madriguera» (1969), «Сад наслаждений» (1970) y «Анна и волки» (1972).

«Анна и волки» представляет нам замкнутый мир большой усадьбы одной испанской аристократической семьи. Рафаэла Апарисио, владычица этого замкнутого мира, повторно получит эту роль в «Маме исполняется 100 лет» (1979) — продолжении фильма «Анна и волки». В родовой замок приезжает гувернантка-иностранка, чтобы обучать детей Хуана — хозяина дома. Подавленные желания трёх мужчин семьи прорываются после приезда этой красивой девушки, чьи манеры более свободны, а её искренность пробуждает в подсознании мужчин потаённые желания. Анна взбудораживает окружающий её мир закрытой и консервативной семьи, разоблачая таким образом проблемы, которые во многом определяют [испанское] общество того времени.

В фильме «Кузина Анхелика» (1973), который получил специальный приз жюри на каннском кинофестивале, прошлое (1936) и настоящее (1973) объединяются, и это показывается посредством смешения прошедшего времени, которое воспроизводится в сценах фильма, включённых в рамки одного и того же эпизода. Таким образом раскрывается тема присутствия страданий прошлого в настоящем — классический приём психоанализа. Присутствие прошлого в настоящем также имеет другие сокрущающие следствия, как контраст детской любви Луиса и Анжелики, которая была возможно её единственной любовью, и взрослых отношений Луиса и Анхелики уже женатых, в ситуации, которая делает невозможным восстановление прежних эмоциональных отношений. Это не первый фильм, где используются воспоминания и проникновение прошлого в настоящее, которые уже были хорошо показаны в предыдущей работе «Сад наслаждений» (1970).

«Выкорми ворона» (1975), также отмеченный жюри на каннском кинофествиале, снова использует тему воспоминаний, противопоставляя взгляд девочки Анны Торрент (Ana Torrent), которая снималась в «El espíritu de la colmena» (1973) у Виктора Эрисе, и образ Хосе Луиса Лопеса Васкеса (José Luis López Vázquez), чей персонаж продолжает линию, начатую исполнением роли в «Саду наслаждений», где появлялся в кресле-каталке, символизируя этим духовный паралич того поколения.

«Элиза, жизнь моя» (1977), возможно, лучшая работа Сауры. Исходя из очень амбициозной идеи взаимоотношений кино и литературы, в ленте ведётся непрерывный диалог с характерными элементами кино: изображения, звуки, музыка и тексты. В ряде сцен есть глубокая связь между написанием текстов и составлением визуальных композиций. Дневник, который ведёт персонаж Фернандо Рэя, является источником высказываний, вопринимаемых нами, но всё осложняется его дочерью, которую играет Джералдин Чаплин, когда она читает этот дневник своей смерти. … В это всё вплетены ссылки на «El gran teatro del mundo» Кальдерона де ла Барка (Calderón de la Barca), «El Criticón» Балтасара Грасиана (Baltasar Gracián) и миф о Пигмалионе, который мы слышим в виде оперы Жана-Филиппа Рамо (Пигмалион, 1748). Лейтмотивом фильма является музыка из «Gnosienne I» композитора Эрика Сатье (Erik Satie, 1866—1925), которая переносит нас в область воспоминаний.

С приходом демократии в Испанию Саура превращается в выдающегося кинематографиста периода Перехода (Transición Espanola — переход от диктатуры Франко к демократическому и правовому обществу). Фильм «С завязанными глазами» (1978) — рассуждение против стаданий и несправедливости в латинской америке. В следующем году Саура берётся за свою первую комедию, пересматривая семью из фильма «Анна и волки» на этот раз в комичном ключе и с ощущением конца эпохи Франко из фильма «Маме исполняется 100 лет». Фильм достигает всего, успеха у критики и публики, награждается на разных кинофестивалях и выдвигается на Оскар в номинации «лучший иностранный фильм».

Фильмография

1950-е

  • 1956 — Воскресный вечер — La tarde del domingo
  • 1958 — Cuenca
  • 1959 — Бродяги — Los golfos

1960-е

  • 1963 — Плач по бандиту — Llanto por un bandido
  • 1965 — Охота — La caza; Приз лучшему режиссёру на Берлинском кинофестивале.
  • 1967 — Мятный коктейль со льдом — Peppermint frappé; Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля.
  • 1968 — Стресс: три, три — Stress es tres, tres
  • 1969 — La madriguera

1970-е

  • 1970 — Сад наслаждений — El jardín de las delicias.
  • 1972 — Анна и волки — Ana y los lobos
  • 1973 — Кузина Анхелика — La prima Angélica; Специальный приз жюри на Каннском кинофестивале.
  • 1975 — Выкорми ворона — Cría cuervos; Приз жюри на Каннском кинофестивале.
  • 1977 — Элиза, жизнь моя — Elisa, vida mía; Приз актёру Фернандо Рею на Каннском кинофестивале.
  • 1978 — С завязанными глазами — Los ojos vendados; номинация на золотую пальмовую ветвь в Каннах, премия за лучший сценарий от Общества писателей-сценаристов (Círculo de Escritores cinematográficos — CEC).
  • 1979 — Маме исполняется 100 лет — Mamá cumple cien años; номинация на Оскара за лучший иностранный фильм.

1980-е

  • 1980 — Быстрей, быстрей — Deprisa, deprisa; Золотой медведь Берлинского кинофестиваля
  • 1981 — Кровавая свадьба — Bodas de sangre; Приз за лучший фильм от CEC.
  • 1981 — Dulces horas
  • 1982 — Antonieta
  • 1983 — Кармен — Carmen; номинация на Оскар за лучший иностранный фильм BAFTA и Приз жюри Каннского кинофестиваля и другие награды.
  • 1984 — Los zancos
  • 1986 — Колдовская любовь — El amor brujo
  • 1988 — Эльдорадо — El Dorado
  • 1988 — Тёмная ночь — La noche oscura

1990-е

  • 1990 — Ай, Кармела! — ¡Ay Carmela!; тринадцать премий Гойя и другие награды.
  • 1991 — Sevillanas
  • 1991 — Юг — El sur
  • 1992 — Марафон — Maratón
  • 1993 — Стреляй — ¡Dispara!
  • 1995 — Фламенко — Flamenco
  • 1996 — Такси — Taxi
  • 1998 — Птичка — Pajarico
  • 1998 — Танго — Tango; номинация на «Оскар» за лучшмй иностранный фильм, Приз за операторскую работу в Каннах и др. награды.
  • 1999 — Гойя — Goya en Burdeos; Гран-При двух Америк в Монреале.

2000-е

  • 2001 — Буньюэль и пир царя Соломона — Buñuel y la mesa del rey salomón
  • 2003 — Salomé; Приз за артистическую ценность в Монреале
  • 2004 — Седьмой день — El séptimo día
  • 2005 — Иберия — Iberia; Премия Гойя за лучшую операторскую работу Хосе Луиса Лопеса-Линареса (José Luis López-Linares).

Награды

  • Лучший режисёр, Берлин — «Охота» (1965).
  • Серебряный медведь, Берлин-1968 — «Мятный коктейль со льдом» (1967).
  • Prix L’Age d’Or за лучший фильм на кастильском наречии от аргентинской Ассоциации летописцев кинематографии (la Asociación de Cronistas Cinematográficos), за «Анна и волки» (1972)
  • Специальный приз жюри, Канны-1974 за фильм «Кузина Анхелика» (1973). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм.
  • Специальный приз жюри, Канны-1976 за фильм «Выкорми ворона» (1975). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1976. Приз французских критиков (1976). Приз критиков на фестивале в Брюсселе (1977). Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса (Джералдин Чаплин) от нью-йоркской Ассоциации летописцев (la Asociación de Cronistas de Espectáculos) — 1978.
  • «Элиза, жизнь моя» (1977); Приз актёру Фернандо Рэю в Каннах-1977. Лучший фильм по версии CEC — 1978.
  • «Маме исполняется 100 лет» (1979); Специальный приз жюри на Международном кинофествиале в Сан-Себастьяне (1979). Номинация нa «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1979. Лучший сценарий на фестивале в Чикаго — 1979. Специальный приз критиков на фестивале в Брюсселе — 1980.
  • «Быстрей, быстрей» (1980); Золотой медведь в Берлине — 1981. Специальный приз на фестивале в Сиднее — 1981.
  • Премии Гойя — 1990 за «Ай, Кармела!»: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса в главной роли (Кармен Маура), Лучший актёр в главной роли (Андрес Пахарес), Лучший актёр второго плана (Габино Диего), Лучший адаптированный сценарий (Карлос Саура и Рафаэль Аскона), Лучший продюсер, Лучший монтаж, Mejor dirección artística, Лучший подбор костюмов, Лучший грим, Лучший звук, Лучшие спецэффекты.
  • Золотая медаль Академии кинематографического искусства и наук Испании (la Academia de las Ciencias y las Artes Cinematográficas) — 1992.
  • Медаль от la Orden de Artes y Letras Франции — 1993.
  • Título de Gran Oficial de la Orden del Mérito Италии.
  • Doctor honoris causa por la Universidad de Zaragoza (1994).

Литературные работы

  • Pajarico solitario (1997)


Изданные сценарии

  • Esa luz
  • Goya en Burdeos
  • Элиза, жизнь моя
  • Выкорми ворона



 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home