Владимиров, Игорь Петрович

Игорь Петрович Владимиров (1 января 1919, Днепропетровск — 21 марта 1999, Санкт-Петербург) — русский режиссёр и актёр; Народный артист СССР (1978).


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

В 1943 закончил Ленинградский кораблестроительный институт, однако вскоре понял, что его призвание — театр. Поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института (ныне — СПГАТИ, Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства), который окончил в 1948.

После окончания института был принят в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где играл роли молодых героев. Творческую судьбу во многом определила встреча с Г. Товстоноговым, возглавившим театр в 1949. Молодой актёр не только был занят в спектаклях Г. Товстоногова, но и приобщился к азам режиссерской профессии, ассистируя мастеру. В 1956 вместе с Г. Товстоноговым перешел в Большой Драматический театр. Прошел у Г. Товстоногова режиссерскую стажировку. В 1960 был назначен главным режиссером в театр им. Ленсовета, переживавший в это время творческий кризис после ухода художественного руководителя Н.Акимова. Театром им Ленсовета И.Владимиров руководил до конца своей жизни.

К 1960 творческая индивидуальность И.Владимирова сформировалась вполне отчетливо. Яркое чувство юмора режиссера, умение работать с музыкальной партитурой спектакля, ориентация на работу с молодежью определили новое лицо театра им. Ленсовета, вырвавшегося на новый виток своего развития. Владимиров тщательно и скрупулезно подбирал в труппу новых актеров, сумев за короткое время собрать в театре созвездие творческих индивидуальностей. Основную ставку с самого начала режиссер делал на молодых актеров: Д.Баркова, Л.Дьячкова, Г.Жженова, Н.Пенькова, А.Петренко, А.Равиковича, В.Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра А.Фрейндлих, чье имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссера Владимирова.

С самого начала работы И.Владимирова театр им. Ленсовета внес новые черты в театральную палитру Ленинграда того времени. Органичный синтез яркой игровой формы, лирической публицистики и всепроникающей музыкальной стихии формировал поистине новаторскую театральную стилистику. Если в первый период работы И.Владимирова можно было говорить о двух репертуарных линиях — 'проблемной' («Мой бедный Марат» и «Таня» А.Арбузова, «Пигмалион» Б.Шоу, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира) и 'музыкально-комедийной' («Женский монастырь» В.Дыховичного и М.Слободского), то к 1966, с постановкой Трехгрошовой оперы по Б.Брехту, в театре Ленсовета сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. Именно в этом жанре в театре им. Ленсовета И.Владимировым были поставлены лучшие спектакли 1970-х, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья». Эти спектакли на много лет опередили триумфальное шествие по российским сценическим площадкам жанра мюзикла. Среди спектаклей других жанров — «Игроки» Гоголя, который сохраняется в репертуаре театра.

В 1976, после двадцатилетнего перерыва, И.Владимиров вновь вышел на сцену своего театра в качестве актёра. Он играл в таких спектаклях, как «Интервью в Буэнос-Айресе» (Карлос Бланко), «Эльдорадо» (Он), «Вишневый сад» (Гаев), «Вы чье, старичье?» (Багорыч), «Газовый свет» (Раф), «Песнь о городе» (Режиссер), «Круглый стол под абажуром» (Пришивин), «Собачье сердце» (Преображенский).

Весь период работы в театре им. Ленсовета И.Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Среди актеров, выросших на сцене театра им. Ленсовета в серьезных мастеров сцены, — С.Мигицко, М.Боярский, Л.Луппиан, О.Леваков, И.Мазуркевич, Е.Баранов, В.Матвеев, А.Пузырев, Т.Яковлева, А.Алексахина, М.Девяткин, Л.Леонова, Е.Маркина, С.Стругачев, А.Семенов, Е.Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актеров, выращенных режиссером И.Владимировым. Много лет Владимиров вел актерскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне — СПГАТИ), и его ученики органично вливались в труппу.

Последовательная опора И.Владимирова на молодежь привела к беспрецедентной для Ленинграда акции: в 1979 при театре им. Ленсовета открылся его филиал — Молодежный театр, основу которого составили ученики Владимирова по ЛГИТМиКу. Актеры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им. Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. В 1980 Молодежный театр во главе с его режиссером С.Спиваком выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом свое название (сегодня — Молодежный театр на Фонтанке).

Наряду с напряженной работой в театре И. П. Владимиров снимался и в кино. Список его кинематографических ролей не слишком велик, однако некоторые из них пользовались большой любовью зрителей. Особенно это относится, несомненно, к великолепному актерскому дуэту с А. Фрейндлих в фильме Э. Савельевой «Старомодная комедия». В качестве режиссера снял один фильм: музыкальную киносказку для взрослых «Лишний билет» (1983), где главные роли играли Е. Соловей и М. Боярский.

В конце 1980-х И.Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного практически для всех ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актеры: М. Боярский, А. Равикович, И. Мазуркевич. Огромной потерей для театра стал уход А. Фрейндлих.

Однако многие спектакли Владимирова остались в репертуаре театра им. Ленсовета. Это «Крошка» Ж. Летраза, «Любовь до гроба» А. Николаи, «Гусар из КГБ» В. Рацера и В. Константинова, «Игроки» Н. Гоголя.

Фильмография

  1. 1955 — Тайна двух океанов — Скворешня
  2. 1972 — Укрощение огня
  3. 1978 — Старомодная комедия
  4. 1982 — Инспектор Лосев

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home