ЗиУ-9

ЗиУ-9 — это советский троллейбус. ЗиУ является торговой маркой и сокращением полного названия Завода имени Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время АО «Тролза»). Эта модель троллейбуса находится в серийном производстве с 1972 года по нынешнее время. В процессе производства у этой модели троллейбуса сменилось официальное обозначение с ЗиУ-9 на ХТИ-682 и затем еще раз на XTU-682. Большой объем выпуска ЗиУ-9 позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970-ых гг. Этот статус в значительной степени сохраняется и в современной России. В 1990-ых годах на основе ЗиУ-9 другие производители троллейбусов разработали свои варианты этой машины (так называемые «клоны»).

Содержание

История развития

Первые прототипы ЗиУ-9 были построены в 1971 году. Элементы внешнего вида и ряд конструктивных решений были заимствованы у современных для того времени зарубежных машин фирм MAN и «Шоссон». По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5 ЗиУ-9 имеет более вместительный, дешевый и технологичный сварной стальной корпус вместо клепаного алюминиевого. В 1972 году началось производство первой серийной модификации ЗиУ-9Б.

Модификации

  • ЗиУ-9
  • ЗиУ-9Б
  • ЗиУ-9В
  • [ХТИ682В00]-с 1985 года
  • [ХТИ682В0А]-с 1989 года
  • [ХТИ682В0В]-с 1990 года
  • ХТИ682Г00- с 1991 года
  • ХТИ682Г0А- с 1996 года
  • ХТИ682Г0Р,М- с 2001 года

Техническое устройство

ЗиУ-9 является высокопольным троллейбусом большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе, состоящем из трубчатой рамы сложной пространственной формы, поперечных ферм и продольных лонжеронов. Корпус имеет три двери - одну узкую в носовой оконечности и две широкие - в середине и кормовой оконечности. Двери ширмовые, открываются и закрываются автоматически из кабины водителя посредством электро- (модификации ЗиУ-9Б и ЗиУ-9В) или пневмопривода (ЗиУ-9Г).Впрочем, пневмопривод ставился уже на последние "В",начиная с 1990года.

Система управления током через тяговый электродвигатель (ТЭД) реостатная автоматическая косвенная (групповой контроллер). Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются служебным низковольтным электромотором. Пускотормозные сопротивления ограничивают ток через ТЭД, таким образом управляется скорость его вращения и развиваемый им крутящий момент. ЗиУ-9 оснащен мотор-генератором для преобразования входного постоянного напряжения 550В в низковольтное служебное 24В. Это преобразование является очень простым — электромотор на 550В вращает соосный с ним генератор на 24В. Однако недостатком является постоянный шум от работающего мотор-генератора. Однако хорошая смазка и центровка мотор-генератора позволяют понизить шум до терпимого уровня. Низковольтная система включает в себя упоминавшийся выше групповой контроллер, наружнее и внутреннее освещение и сигнализацию, приводы дверей и две аккумуляторные батареи. Благодаря разделению уровней напряжений резко уменьшается опасность поражения пассажиров и водителя электрическим током. Все электрооборудование внутри пассажирского салона и кабины водителя работает от безопасного 24В напряжения. Силовые 550-вольтовые цепи и агрегаты расположены под полом и, начиная с модификации ЗиУ-9Г, на крыше пассажирского салона.

Тормозная система ЗиУ-9 включает в себя электродинамический, механический и пневматический тормоза. Для обеспечения работы последнего машина оснащена пневмокомпрессором.

Технические характеристики

  • Входное напряжение, В : 550, постоянное
  • Длина, мм: 11739
  • Ширина, мм: 2314
  • Высота, мм: 3281

См. также

Троллейбус

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home