Чандракирти


Буддийские
философы
Индии
Нагарджуна
Арьядэва
Майтрея-Натха
Асанга
Васубандху
Дигнага
Дхармакирти
Буддапалита
Бхававивека
Чандракирти
Шантидэва
Атиша


Чандракирти (родился около 600 н. э., тиб.: Dawa Drakpa) — выдающийся индийский философ, буддийский монах, настоятель монастыря Наланда, последователь Нагарджуны и комментатор его работ. Внёс значительный вклад в развитие школы МадхъямакаПрасангака.

Считается что Чандракирти смог отстоять позиции прасангаки, сформулированные Буддапалитой и найти достойную критику Бхававивеке, представителю ответвления Сватантрика.

Чандракирти признан мастером полемики. Помимо сватантрики, он жёстко критиковал учение Дигнаги, на которую сватантрики активно ссылались, а также всю систему виджнявады (йогачары) в целом. Он вёл также успешную полемику с брахманизмом и с немахаянскими школами буддизма.

Существенные философские выводы делает Чандракирти, коментируя Муламадхьямика-карику Нагарджуны. Хорошо известны его «Семь шагов логических рассуждений», где он логически обосновывает отсутствие абсолютной основы дхарм(явлений), определяя конвенциональную реальность. Труды Чандракирти оценил реформатор тибетского буддизма лама Цонкапа, взяв его философию за основу в будущей школе гелуг.

Сочинения

В соответствии с Энциклопедией Кругосвет:

За Чандракирти признается авторство пяти сочинени(сохранились в тибетском переводе).

Мадхъямака-аватара (Введение в мадхъямаку) — основной труд в 376 стихах в 11 главах с автокомментарием. В трактате разрабатываются три основные темы: опровержение причинности, изложение двойственной «бессущностности» (найратмья) и различение 16 видов «пустотности» (шуньята). Опровержение причинных отношений между объектами опирается на первый стих главного сочинения Нагарджуны, по которому вещи не возникают от самих себя, от других вещей, от того и другого вместе и не являются в то же время беспричинными классическая «антитетралемма»).

Чатухшатака-тика (Комментарий к четырехсотстишью) — истолкование Чатухшатаки мадхьямика Арьядэвы (III век); специальное внимание уделяется полемике с системами санкхьи и вайшешики.

Прасаннапада (Яснословие) — комментарий к Мулямадхъямака-карике Нагарджуны, сохранившееся в санскритском оригинале. Помимо полемики с буддистами-сарвастивадинами, а также с вайшешиками и санкхьяиками Чандракирти развивает здесь свою концепцию двух уровней истины и метафорического обозначения предметов учения и выдвигает идею логической когерентности (юкти).

Кроме этих основных работ, Чандракирти принадлежат комментарии к Шуньятасаптати и Юктишатаке Нагарджуны.


Ссылки


Философские направления буддизма
Вайбхашика | Саутрантика | Мадхъямака | Прасангака | Сватантрика | Йогачара | Татхагатагарбха
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home