Израильско-ливанский конфликт 2006 года

Вторая ливанская война
Дата 12 июля - 14 августа 2006
Место Ливан, Израиль
Результат в процессе, резолюция #1701 Совета Безопасности ООН [1]
Противники
Израиль "Хезболла"
Командующие
Дан Халуц
начальник Генштаба армии Израиля
Хассан Насралла
лидер группировки "Хезболла"
Военные силы
10 000-40 000 2 500-3 500 [2]
Военные потери
погибло 160 человек, из них 117 военнослужащих погибло порядка тысячи ливанцев, около трёх тысяч ранены. По данным Хезболлы, их потери составили 80 боевиков, по данным Израиля - 530+ боевиков, 180 тел опознаны.

Израильско-ливанский конфликт (иногда именуемый Второй ливанской войной) — вооружённое столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны. Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006. Они были прекращены в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. 1 октября 2006 Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешёл к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН. К началу октября на юге Ливана уже были дислоцированы около 10 тыс. ливанских военных и свыше 5 тыс. миротворцев.

Содержание

Общая характеристика

Конфликт начался с ракетно-миномётного обстрела боевиками «Хезболлы» одного из пограничных районов Израиля (подробнее см. хронологию конфликта) и захвата двух израильских военнослужащих — по всей видимости, имевшего целью оказать давление на Израиль, отвлечь его внимание от сектора Газа, где Израиль проводил военную операцию против движения «Хамас», и заставить воевать на два фронта.

Ответная реакция Израиля, однако, очевидно, превзошла ожидания руководства «Хезболлы». Конфликт очень скоро перерос в широкомасштабные боевые действия. Со стороны Израиля это выразилось в установлении морской и воздушной блокады Ливана, нанесении массированных авиаударов с целью уничтожения инфраструктуры «Хезболлы» и её руководства и, впоследствии, в переходе к сухопутной операции с целью создания вдоль границы с Ливаном буферной зоны для снижения угрозы ракетных ударов по израильским населённым пунктам. «Хезболла» отвечала регулярными ежедневными ракетными обстрелами севера Израиля и пыталась удержать созданные ею в районе границы укреплённые районы и нанести максимальный урон живой силе и боевой технике израильской армии.

С 14 августа в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН #1701 от 11 августа 2006 в зоне конфликта действует прекращение огня.

Предыстория

Корни конфликта уходят в палестинско-израильское противостояние, которое привело в 1982 к оккупации Израилем территории Южного Ливана с целью создания буферной зоны, предназначенной для предотвращения обстрела израильских пограничных городов и проникновения с ливанской территории в Израиль вооружённых палестинских и ливанских групп.

В мае 2000 года Израиль вывел свои войска из Южного Ливана, выполнив таким образом Резолюцию 425 Совета безопасности ООН.

В то же время, организация «Хезболла» потребовала от Израиля, чтобы тот вывел свои войска ещё и с участка территории площадью 25 км² на стыке израильской, сирийской и ливанской границ, именуемого «фермы Шебаа». Этот участок, который на картах ООН помечен как принадлежащий Сирии ([3]), был захвачен Израилем у Сирии ещё в Шестидневную войну 1967 года, в которой Ливан не участвовал. ООН подтвердила, что Израиль полностью выполнил резолюцию о выводе войск из Ливана. Сирия, утратившая контроль над фермами ещё в 1967 году, согласилась с тем, что они являются частью ливанской территории [4].

Тем временем ливанское правительство негласно предоставило движению «Хезболла» возможность полностью контролировать юг Ливана [5]. После вывода израильских войск вся пограничная полоса оказалась под контролем боевиков «Хезболлы», которые занялись укреплением своих позиций и наращиванием военной мощи. Хассан Насралла, выступая в Бейруте 23 мая 2006 года, заявил:

В зоне поражения наших ракет находится весь израильский север. Все порты, все военные базы, все промышленные предприятия и другие объекты, расположенные в данном районе. Наши силы имеют в настоящее время свыше 12 тысяч ракет. И когда я говорю «свыше 12 тысяч», не следует понимать, что у нас не более 13 тысяч ракет. [6]

Совет Безопасности ООН в сентябре 2004 года принял резолюцию 1559, согласно которой все иностранные вооружённые силы должны были покинуть Ливан, все нерегулярные вооружённые формирования на ливанской территории подлежали разоружению и ливанские власти были обязаны установить контроль над всей территорией государства. Сирия в 2005 году вывела свои войска из Ливана. В отношении «Хезболлы» ливанское правительство фактически отказалось выполнить резолюцию, утверждая, что «национальное сопротивление» «служит стратегическим интересам Ливана в борьбе с врагом» с целью «возврата» ферм Шебаа и «возвращения беженцев на родину». [7].

Участники конфликта

В конфликт оказались вовлечены:

  • шиитское радикальное движение «Хезболла» (ракетные обстрелы израильской территории, попытка противостоять израильской сухопутной операции и удержать укреплённые районы, созданные за последние годы вдоль ливанско-израильской границы)
  • Иран (финансовая и военная поддержка «Хезболлы»)
  • Сирия (настороженный нейтралитет, моральная поддержка «Хезболлы»)
  • Ливан (ливанская армия в конфликт не вступала)
  • Израиль (армия, ВВС, ВМС)
  • США (военная и дипломатическая поддержка Израиля)
  • НАТО (ВМС — эвакуация беженцев)
  • ООН (наблюдатели UNIFIL, гуманитарная помощь, попытки мирного урегулирования).

Предварительные итоги

Экономический ущерб

По данным ливанского правительства, уже на 19 июля ущерб Ливана от израильских бомбардировок составил 2,5 млрд. долларов США. Потери от трёхнедельных израильских бомбардировок оцениваются уже в 2,5 млрд. долларов. Разрушено множество объектов инфраструктуры, долговременный ущерб нанесён лишь недавно восстановившемуся после гражданской войны туристическому бизнесу, который создавал 10-15 % ВВП страны.

Огромные убытки несёт и Израиль. Ракетные обстрелы Израиля с ливанской территории затронули 70 населённых пунктов, инфраструктуре которых нанесён урон, исчисляемый сотнями миллионов долларов. По информации Всеизраильского объединения промышленников, за первые полторы — две недели войны только прямые убытки промышленных предприятий приблизились к полумиллиарду долларов. Миллионные убытки несут торговый сектор и туристический бизнес. Сюда следует добавить и материальные потери вооружённых сил Израиля. По мнению журналистов из сирийской газеты «Тишрин», общий объём ущерба, нанесённого Израилю, составил на 22 июля 1,3 млрд. долларов.

Как подсчитало деловое информационное агентство «Business Data Israel», имеющиеся на вооружении «Хезболлы» иранские ракеты позволяют ей вести обстрел территории, в которой расположено 26 % промышленных предприятий, 28 % гостиниц и 21 % учреждений торговли Израиля. Из-за военной операции 260 предприятий было официально закрыто, но многие другие лишились клиентов и работников. Агентство в связи с этим оценивает ежедневные потери Израиля в 140 млн долларов.

Согласно докладу Центрального банка Израиля, опубликованному 3 августа, на войну в Ливане еженедельно тратится от 750 млн. до 1,1 млрд. шекелей (170—227 млн. долларов США). В случае затягивания конфликта наибольший ущерб понесёт туристическая отрасль, составляющая 3 % ВВП страны.

По официальным израильским данным, опубликованным в газете «Гааретц» от 13 августа 2006, общие убытки от конфликта составляют 23 млрд. шекелей (ок. 6 млрд. долл. США), из них 7 млрд. шекелей — прямые военные расходы. Ожидается также снижение экономического роста (вместо ожидаемых 5.5 % всего 4 %).

Подходы к урегулированию конфликта на международном уровне

Первоначальные позиции международного сообщества в отношении конфликта были продемонстрированы на конференции по урегулированию кризиса в Ливане, состоявшейся 26 июля, через две недели после его начала, в Риме. В ней приняли участие представители четырёх из пяти членов Совета Безопасности ООН (без Китая), крупнейших стран Евросоюза и нескольких стран Ближнего Востока — Ливана, Египта, Иордании и Саудовской Аравии (но без Израиля, Сирии и Ирана).

Позиции участников конференции:

  • США выражают позицию Израиля — перемирие (прекращение огня) невозможно без устранения причин нынешнего конфликта — «Хезболла» предварительно должна быть разоружена и выдворена с приграничных территорий при участии иностранных миротворцев, желательно под эгидой НАТО. По мнению США и Израиля, конфликт спровоцирован Сирией и Ираном.
  • Франция — войска НАТО нельзя направлять на Ближний Восток, поскольку они рассматриваются здесь как «вооружённое формирование Запада»; прекращение огня должно предшествовать вводу миротворцев и переговорам об урегулировании. По мнению президента Франции Жака Ширака, Иран разделяет ответственность за конфликт, однако Ширак воздерживается от прямых обвинений в его адрес.
  • Россия — в целом схожая позиция: нельзя позволить конфликту выйти за пределы Ливана и затронуть Сирию и Иран; имеются подозрения, что ливанская кампания может рассматриваться США лишь как прелюдия к кампании против Ирана. Ещё во время петербургского саммита «Большой восьмёрки» российский президент Владимир Путин заявил, что за действиями Израиля могут скрываться и иные цели, кроме желания получить обратно своих похищенных военнослужащих.

На отношение международного сообщества к ситуации в Ливане и израильским действиям резко повлияла трагедия в ливанском городке Кана, где в результате израильского авианалёта в ночь на 30 июля под обломками рухнувшего здания погибли 28 человек, (половина из которых — дети), а первые несколько дней сообщалось о вдвое большем числе погибших. Тем не менее для выработки резолюции Совета безопасности ООН в отношении урегулирования ситуации потребовалось ещё почти две недели.

Хронология

См. статью Хронология израильско-ливанского конфликта 2006

Результаты и политические последствия

Обе противоборствующие стороны говорят о своей победе в конфликте [8], что, по мнению некоторых обозревателей, свидетельствует о том, что ни одна из них на самом деле не добилась поставленных целей.

  • Комиссия по обороне и иностранным делам израильского кнессета высказалась за создание государственной комиссии по расследованию происходившего во время этой войны.
  • Лишь через неделю послe окончания военных действий служба тыла Армии обороны Израиля выпустила брошюру на русском языке о том, как себя вести во время ракетных обстрелов.
  • Похищенные израильские военнослужащие так и не освобождены.
  • На заседании израильского правительства 27 августа 2006 министр обороны Перец потребовал увеличения бюджета на оборону в размере 30 миллиардов шекелей.
  • Согласно данным опроса общественного мнения, которые привела 25 августа газета «Едиот ахронот», большинство израильтян требуют отставки премьер-министра Эхуда Ольмерта за неудачное проведение военной операции в Южном Ливане. Большинство опрошенных высказались также за отставку министра обороны Амира Переца и начальника генштаба Дана Халуца. По сообщениям израильских СМИ, в Израиле растёт поддержка правых партий и падает популярность партии «Кадима» (лидер — Эхуд Ольмерт).
  • 1 октября 2006 Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана в соответствии с условиями прекращения огня, предусмотренными резолюцией Совета Безопасности ООН. Контроль над южными территориями Ливана полностью перешёл к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН. К началу октября на юге Ливана уже были дислоцированы около 10 тыс. ливанских военных и свыше 5 тыс. миротворцев.

Оружие

См. также

Ссылки

Карты

Новости

Аналитика и публицистика

Фотографии и репортажи

Информация

Полезные ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home