Но

Но (яп. , но:, «талант, мастерство») — жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления.

Содержание

Историческая справка

Возникновение театрального искусства вообще, и театра но в частности, принято относить к последней четверти XIV века. Считается, что развитие но, как высокого театрального искусства получило начало в 1375 году в городе Нара, в храме Касуга с благословения и поддержки молодого сёгуна Японии Асикаги Ёсимицу.

Родоначальниками этого вида театральных представлений считаются Канъами Киёцугу (1333-1385) и его приемник Дзэами Мотокиё (1363-1443).

В то время но представлял собой довольно безыскусный жанр развлечения для простонародья, включавший всебя элементы дэнгаку (яп. 田楽, связанные с синтоистскими религиозными ритуалами), саругаку (яп. 猿楽, вид акробатических представлений, трансформировавшихся позже в песенно-танцевальные постановки), традиционные китайские танцы и песенные баллады, сформировавшие устные традиции народного искусства.

Возвышение но

В период Муромати но достиг того вида, который практически без изменений дошёл до наших дней. Этот театральный жанр оказал огромное влияние на другие виды японского драматического искусства (кабуки, буто). Не смотря на то, что во время периода Мэйдзи но утратил покровительство властей, он был в числе официально признанных национальных видов театрального искусства.

Дзэами, основатель театральной традиции но, сам является автором нескольких пьес. Он так же написал в 1423 году трактат, посвященный навыкам и умениям, необходимым актёрам но. Эти пьесы, равно как и сам трактат, актуальны и по сей день.

Переломным моментом в судьбе но считается постановка пьесы Дзэами, посвящённая событиями переода Хэйан («Золотого века» Японии). Эта пьеса была написана, как принято сейчас говорить, высоким стилем, с изумительными пассажами и скрытым смыслом сюжетных линий. Очевидно, данная постановка привела к тому, что но прочно занял место элитарного театра, искусства для знати и высших слоёв японского общества (в противоположность театру кабуки, например).

Элементы но

Ноо претерпел довольно мало изменений со времён периода Муромати. Несмотря на некоторое уменьшение репертуара театра (в период своего рассвета в но исполнялось свыше тысячи пьес), интерес к этому жанру не исчез и в новое время (так, одна из популярнейших пьес но была написана в конце XIX века), хотя в репертуаре осталось не более 250 пьес.

Эстетика но

Возможно, такая долгоиграющая популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Не случайно имя но зачастую связывают с понятием югэн, благодаря благородству и элегантности театрального действа (особенно это касается пьес, посвященных жившей в период Хэйан поэтессе и известной красавице Оно-но Комати, рассказывающих о её пожилых годах, когда она потеряла былую красоту и положение, но не утратила своего блеска). Строгая простота и грация но делает этот вид драматического искуссва поистине уникальным.

Кроме того, в пьесах но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. Но - это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла.

Испонители ролей в театре но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

  • ситэ — наиболее распространённая категория актёров но. Она включает в себя следующие разновидности:
    • ситэ (яп. 為手, основной актёр)
    • цурэ (яп. 連れ, партнёр ситэ)
    • дзютай (яп. 地謡, хор, обычно 6-8 актёров)
    • кокэн (яп. 沽券, актёры второго плана, 2-3 человека).
  • ваки (яп. ) играют противоположных ситэ персонажей.
  • кёгэн (яп. 狂言) исполняют интерлюдии-айкёгэн. Они так же играют в самостоятельных пьесах в перерывах между актами но.
  • хаяси (яп. 囃子) — это музыканты, играющие на четырёх традиционных для но инструментах: флейте и трёх разновидностях барабанов.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делатся на пять типов:

  1. божественные
  2. военные
  3. женские
  4. демонические
  5. смешанные

Камиута (яп. 上歌) является самостоятельным типом постановок, сочитающих танец и синтоистский обряд. Такие пьесы считаются старейшими в репертуаре но.

Маски но

Одним из наиболее отличительных свойств постановок но является традиция ношений масок (яп. 能面, но: мэн или яп. , омотэ) как основным персонажем (ситэ), так и его партнёром (цурэ). Маски преображают ситэ в старуху, юнца, женщину или сверхъестественное существо. Маска, однако, не надевается, когда ситэ играет зрелого мужчину. Актёры-подростки (коката, яп. 子方), и актёры, играющие персонажей второго плана, масок не одевают.

Маски вырезаются из дерева, зачастую для этого используется кедр. Они затем покрываются гипсом и разрисовываются, при этом некоторые маски являются выдающимися скульптурными произведениями в японском искусстве. Типов масок существует довольно много, что требует определенного их знания для того, чтобы отличать их друг от друга.

Другой отличительной чертой но является веер, который может выступать в пьесе как символ различных предметов (меч, трубка, бутылка и т.д.).

Сцена

Пьесы ноо исполняются на открытой сцене с декорацией (яп. 鏡板, кагами-ита), на которой изображена сосна (очевидно олицетворяющая синтоистское поверье, что боги спускаются на землю с небес по сосне). Подобие авансцены — хасигакари (яп. 端掛かり, букв. «место паузы») представляет собой помост, ведущий к правой части сцены — места появления в игре персонажей. Сцена традиционно изготавливается из японского кипариса (хиноки, яп. ). Вдоль хасигакари устанавливаются три небольшие сосны, возле которых актёр во время выхода может останавливаться, чтобы произнести реплику до появления на самой сцене.

Перед декорацией располагается группа музыкантов, которые сопровождают танцы и актёрские монологи специфической, таинственной музыкой. На левом краю сцены находится хор певцов, сидящих в два ряда, сопровождающих переход от монолога персонажа или повествования к танцу. Всё это формирует богатый повествовательный фон к основной игре актёров. Небольшая труппа, минимум антуража и декораций, отсутствие сценария дают место для полёта фантазии зрителей.

По контрасту с простотой сценического оформления, костюмы актёров, особенно ситэ, выделяются своей роскошью (зачастую, они изготавливаются из богатой парчи).

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home