Вероятностно-ориентированная философия

Вероятностно ориентированная философия (вероятностная метафизика или вероятностное видение мира) — направление философских исследований, использующее язык вероятностных представлений для рассмотрения философских проблем.

В такой формулировке предложено и использовалось Налимовым В.В. Близкий по значению термин "Вероятностная метафизика" был независимо использован Р. Колодны в предисловии к книге Налимова "Проблемы эволюционизма", вышедшей на английском языке, а также в работах американского философа П. Саппеса. (см. список литературы).

Содержание

История становления направления

Вероятностно ориентированная философия, как направление философских исследований, сформировалась в результате более чем 30-летних научных исследований В.В. Налимова.

Исторические этапы формирования этой системы взглядов включали разработку следующих тем с точки зрения вероятностных представлений:

  • Построение статистически ориентированной теории анализа вещества (1960 год)
  • Создание математической теории эксперимента (1965)
  • Создание наукометрии (1969)
  • Вероятностая модель языка, рассматривающая семантику обыденного языка (1979)
  • Философия науки (1981)
  • Природа бессознательного (1978)
  • Проблема эволюционизма (1985)

Завершающей работа цикла исследований явилась книга "Спонтанность сознания" (1989), в которой раскрывается природа смыслов и строится вероятностно ориентированная смысловая модель человеческой личности.

Рассматриваемые проблемы

Вероятностно-ориентированная философия[1] в целом направлена на то, чтобы по-новому осветить следующие проблемы:

  1. Почему мы понимаем друг друга, когда в нашей речи используются слова с полиморфными (не атомарными) смыслами?
  2. Как мы понимаем метафоры? Почему метафоры и синонимы обогащают наш язык?
  3. Если наше обыденное мышление преимущественно аристотелево, то как возникают исходные предпосылки?
  4. Можно ли раскрыть механизм возникновения предпосылок? Возможно ли формальная (но не аристотелева) логика порождения предпосылок?
  1. Если сознание человека — это преобразователь смыслов, то как возможно построение математически заданной семантической модели личности?
  2. Как возможно сравнение такой модели с тем, что ранее было сказано о природе человека в академической и религиозной философии?
  1. Как возможна единая модель, задающая творчество в самом широком его понимании, включающем развитие как ноосферы, так и биосферы?
  2. Как возможно введение представления о собственном времени как о мере изменчивости? Как возможны собственные ритмы?
  • Терапия сознания
  1. Если сейчас во всем мире со всей остротой ставится вопрос о том, что есть здоровая — гармонически развитая личность, то как можно задать математически семантическую модель такой личности? Как можем мы сейчас попытаться представить семантический портрет человека будущего?
  1. Как возможен искусственный интеллект? Что принципиально возможно и невозможно в моделировании сознания человека средствами ЭВМ?
  1. Если сознание действительно есть функция высокоорганизованной материи, то почему до сих пор не появилось модели, эксплицирующей это утверждение?
  2. Возможна ли другая постановка вопроса? Может быть разумнее исходить из представления о том, что смыслы и материя — это две различные реальности, и искать их единую первооснову?
  3. В философской мысли как Запада, так и Востока издревле развивалось представление о том, что первоосновой Мира является Ничто. Можно ли Ничто редуцировать к представлению о Пространстве, геометрию которого можно содержательно обсуждать?
  • Запредельные вопросы
  1. В чем главное отличие христанского миропонимания от буддийского?
  2. В чем смысл жизни человека? В чем смысл Вселенной?
  • Комплексность изучения
  1. Как возможно использование всего арсенала знаний — математики, физики, психологии и психиатрии, философии, философской антропологии, религиоведения при попытке осмыслить природу человека?

Все сформулированные проблемы представляют не что иное как попытку раскрыть содержание основного вопроса герменевтической философии:

  • Что есть смысл и какова его роль в устройстве мира.

Литература

  •   Налимов В.В. (1999) Спонтанность сознания : Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. Москва: Прометей.
  • Suppes. P. 1984. Probabilistic Metaphysics. Oxford, Basil Blackwell, 251 p.
  • Налимов В.В. (1978) Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси: изд. Тбилисского университета, 84с.
  • Налимов В.В. (1978) Вероятностная модель языка. М.; Наука, 303 с.
  • Налимов В.В. (1986) Природа смыслов в вероятностно-ориентированной философии, 154-180, Язык.Наука.Философия. (ред. Р.И.Павиленис) Вильнюс: Институт философии, социологии и права Лит. ССР, 292 с
  • Налимов В.В. и Дрогалина Ж.А. (1984) Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической Вселенной. Психологический журнал, 5;6. 111-122;

См. также

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home