Атональность

Атональность, Атонализм или Атональная музыка (реже: Атоникальность, Атоничность, нем.: Atonale Musik, англ.: Atonality, фр.: Musique atonale).

  • Атональность (от греч. а — отрицательная частица; буквально — внетональная музыка) в широком смысле означает гармонический принцип в музыке, основанный на отсутствии традиционной тональности, (то есть наличия мажора и минора, и гегемонии тоники, образуемой балансированным противостоянием двух сил — доминанты и субдоминанты). Когда этот баланс нарушается, музыка лишается тональной определённости, устоя или тоники.
  • Течение в музыке 20 века, основанное на отказе от тональности. Арнольд Шёнберг, за которым закрепилась репутация «отца атонализма» не принимал этого понятия, предпочитая термин «пантональность», который означает не отрицание тональности, но нечто совсем иное, а именно «синтез всех тональностей». Кроме того, Шёнберг трактовал слово «атональный» не как «лишённый тональности», но как лишённый «музыкальных тонов», что выглядело совершенным абсурдом по-отношению к музыке. Однако, несмотря на это, термин «атональность» прочно закрепился в музыке.
    Атональность возникла как результат естественного развития и усложнения тональности за счёт хроматизма, т. н. «побочных доминант» и «блуждающих» двусмысленных и неопределённых аккордов в музыке Листа, Вагнера, Малера, Мусоргского, Скрябина, Дебюсси, Айвза, Стравинского, Бриттена, Бартока, Онеггера, Прокофьева, Мессиана, и многих других композиторов, склонных к эксперименту.
    Начало собственно атонализма обычно связывают с финалом Второго струнного квартета Шёнберга (1908). Это был период трудных поисков новых законов музыкальной гармонии, способных заменить устаревшую систему тональности. Одновременно с Шёнбергом к атональности обратились его ученики Антон Веберн и Альбан Берг.
    Период атонализма в музыке композиторов т. н. «Новой венской школы» продолжался примерно до 1920-25 года, когда Шёнбергом (а также чуть раньше Хауэром) была изобретена и впервые применена «додекафония», или двенадцатитоновая техника. Однако принципы и эстетика атонализма были подхвачены многими другими композиторами 20 века. Их можно легко обнаружить и в музыке нового 21 века.
    В Советском Союзе в суровые периоды идеологической борьбы за «творчество, достойное советского народа» слова «атональность» или «формализм» служили позорным ярлыком, который прилепляли на многих выдающихся композиторов, включая Прокофьева и Шостаковича, не только партийные деятели, но также их же собственные коллеги.
  • Есть также и другое понятие атональности, относящееся к с древней, а также средневековой музыке, то есть возникшей до того, как в европейской музыке сформировалась мажоро-минорная тональная система. В этой связи становится понятна следующая цитата: «Вершиной атонального периода средневековой музыки считается творчество Жоскен Депре. <…> Жоскен умер в 1521 году; его смерть означала конец периода атональной музыки СредневековьяМарк Райс: Атональная музыка Средневековья). Идя дальше таким путём, можно отнести к атональной также многие образцы музыки различных культур, включая многие внеевропеские.

Цитаты

  • "Прежде всего я считаю, что «атональная музыка» это самое неудачное определение, подобное тому, как если бы мы называли полёт «искусством не падать», а плавание — «искусством не тонуть». (Арнольд Шёнберг: «Стиль и идея» с. 210 (Style and Idea, p. 210)
  • «Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением „прогресса“ и „новаторства“ в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик.» (из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В.Мурадели 10 февраля 1948 г.)

Библиография

  • Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963;
  • Шнеерсон Г. М., О музыке живой и мертвой, М.. 1964;
  • Мазель Л., О путях развития языка современной музыки, «Советская музыка». 1965, № 6, 7, 8;
  • Berg A., What is atonality?, в кн.: S Ionimsky N., Music since 1900, N. Y., 1949:
  • Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1958;
  • Rognoni L., Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1954 (библ. с. 355—95);
  • Reti R. Tonality, atonality, pantonality. L, 1958 (рус. пер. — Тональность в современной музыке. Л., 1968);
  • Perle G., Serial composition and atonality, Berk.—Los Ang., 1962;
  • Austin W., Music in the 20th century, N. Y., 1966 (библ. с. 552—662).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home