Словарь метротерминов

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я


Словарь метротерминов

Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене.

А

Б

  • БИС — блок измерения скорости (только в контексте метро).
  • БЛЛМ — Бутовская линия лёгкого метро.
  • Блок-участок автоблокировки — участок пути между двумя светофорами (проходными, входным, выходным).
  • Блок-участок АЛС-АРС — участок пути, расположенный за рельсовой цепью, длиной не менее расчетного тормозного пути при торможении от устройств АЛС-АРС со скорости, допускаемой устройствами АЛС-АРС на данной рельсовой цепи. Границами блок-участка АЛС-АРС являются изолирующие стыки (начало — конец) соответствующих рельсовых цепей.
  • БСК — бесконтактная смарт-карта.

В

  • ВВП — вестибюльная выпрямительная подстанция.
  • ВС — вентиляционная сбойка.
  • ВШ — вентиляционная шахта.

Г

  • Габарит погрузки — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
  • Габарит подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии.
  • Габарит приближения оборудования — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (скоба путевого автостопа, контактный рельс и др.)
  • Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны заходить никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных металлоконструкций, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
  • Главный путь — путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего перегона.
  • ГО (ГрО) — гражданская оборона.
  • «Горизонтальный лифт» — см. Станция закрытого типа.

Д

  • Деповские пути  — пути в здании электродепо и их продолжение до светофоров, ограждающих парковые пути.
  • ДЦ — диспетчерская централизация.
  • ДС
    1. начальник станции
    2. датчик скорости, который устанавливается на колёсной паре
    3. дополнительная связь
  • Дублирующий автостоп — второй путевой автостоп, установленный перед маневровым светофором на пути для оборота составов.
  • ДЭС — дизельная электростанция.

З

  • Защитный участок за светофором — расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором.

К

  • КВЛ — Кировско-Выборгская линия.
  • КМ — кассовая машина. Операции продажи, доплаты и воссстановления ПД выполняются на кассовых машинах с другими номерами по сравнению с номерами КМ, на которых производится инициализация МК.
  • КО — Коммерческий отдел Службы сбора доходов метрополитена.
  • Контактная сеть — контактные рельсы, кабели и оборудование, обеспечивающие передачу электрической энергии от тяговых и совмещенных тяговопонизительных подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
  • Концевой отвод контактного рельса — часть контактного рельса, имеющая уклон и обеспечивающая плавный вход и выход башмаков токоприемников.
  • КРЛ — Калужско-Рижская линия.
  • КСАУП — комплексная система автоматического управления поездом.

Л

М

  • Маневровый состав — группа вагонов, сцепленных между собой и переставляемых с одного пути на другой.
  • Маршрут — пути со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования поезда или маневрового состава.
  • МК —
    1. магнитная карта
    2. металлоконструкция (гермозатвор)
  • МПЛ — Московско-Петроградская линия.
  • МРЦ — маршрутно-релейная централизация.

Н

О

  • Охранная стрелка — стрелка, расположенная на другом пути и устанавливаемая при приготовлении маршрута в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.

П

  • Парковые пути — пути, примыкающие к деповским путям.
  • ПД — проездной документ на основе магнитной карты.
  • Перегон — часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями.
  • ПИР — проектно-изыскательные работы.
  • ПК — пожарный кран.
  • ПЛ — Правобережная линия.
  • Подвижной состав — вагоны, локомотивы и специальные подвижные единицы.
  • Подход к станции — расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы.
  • Поезд — состав, сформированный из вагонов, локомотив или дрезина с прицепом или без прицепа, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемые локомотивной бригадой (машинистом).
  • Пост централизации — пост на станции, в котором сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами.
  • Предохранительный тупиковый путь — тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
  • Прочие пути — станционные пути, использование которых определяется производимыми на них операциями при маневрах или хозяйственным назначением. Расположены, как правило, на территории, прилегающей к электродепо.
  • ПРПС — пункт ремонта подвижного состава.
  • ПС — подвижной состав.
  • ПТО — пункт технического обслуживания.
  • ПТЭ — правила технической эксплуатации.
  • Путевая автоматическия блокировка (автоблокировка) — система устройств, регулирующая движение поездов и их ограждение на перегонах и станциях без путевого развития. При автоблокировке разрешением на занятие поездом участка служит разрешающее показание светофора, а смена сигналов светофора происходит автоматически от воздействия поезда на ограждаемый им участок пути.
  • Путевые знаки — постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
  • Пути специального назначения — предохранительные тупиковые пути и соединительные ветви.
  • Путевые знаки — постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.

Р

  • Резервный светофор — светофор, установленный на правосторонней кривой малого радиуса с правой стороны пути в створе с основным светофором. Сигнальные огни резервного светофора включаются при погасании сигнальных огней основного светофора.
  • Руддвор — подземная выработка в основании шахты.
  • РЩК — релейно-щитовая камера.

С

  • Сигнал — условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.
  • Сигнальный знак — условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся: предельные столбики или рейки, знаки границ станций, скорости движения, отключения и включения тяговых двигателей, торможения и др.
  • Служба ЭМС — электромеханическая служба.
  • Служба ЭС — служба электроснабжения.
  • Специальный подвижной состав — несъемные подвижные единицы: дрезины (автодрезины, мотодрезины), платформы, снегоочистители, зумпфовые и промывочные агрегаты, снегоочистительные машины и др.
  • ССВ — служебная соединительная ветвь.
  • Станция — раздельный пункт с путевым или без путевого развития, позволяющий производить операции по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — производство маневровой работы.
  • Станция закрытого типа — станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами с автоматическими дверями.
  • Станционные пути — пути в границах станции — главные, приемо-отправочные для оборота и отстоя или для отстоя электроподвижного состава, парковые и прочие пути.
  • СТЛ — Серпуховско-Тимирязевская линия.
  • СТП — совмещённая тяговопонизительная подстанция.
  • Стрелка — часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма.
  • Стрелка нецентрализованная — стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма.
  • Стрелка централизованная — стрелка, остряки которой переводятся устройствами, управляемыми с поста централизации.
  • Стрелочный перевод — устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
  • СУ — сантехнические установки
  • СУРСТ — система управления работой станции с теленаблюдением.
  • Съёмные подвижные единицы — подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками (путеизмерительные, дефектоскопные, инструментальные тележки и др.)

Т

  • ТДП — тоннельно-дренажная подстанция.
  • ТКЛ — Таганско-Краснопресненская линия.
  • Торможение служебное — пневматическое торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.
  • Торможение экстренное — торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, достигаемое путем экстренной разрядки тормозной магистрали и дающее минимальный тормозной путь.
  • Тормозной путь — расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).
  • ТОС — тоннельный отстой состава.
  • ТПП — тоннельно-понизительная подстанция.
  • ТЧ
    1. тяговая часть (электродепо)
    2. начальник депо
  • ТЭО — технико-экономическое обоснование.

У

  • УВПД — устройство визуализации проездных документов на основе магнитной карты (= визуализатор, информатор). Ящик с приемной щелью и табло.
  • УГР — уровень головки рельса.
  • Уклон — элемент продольного профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно — спуском.
  • УКПТ — устройство контроля проникновения в тоннель.
  • УТ — универсальный турникет.
  • УШ — углефильтрационная шахта (универсальная штольня).

Ф

Э

  • Электрическая централизация стрелок и сигналов — система устройств для управления при помощи электрической энергии стрелками и сигналами станции с одного пункта, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
  • Электроподвижной состав — вагоны, из которых формируются электропоезда.

Ссылки

Литература

  • Правила технической эксплуатации метрополитенов Союза ССР, 1985
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home