Фердинанд (САУ)

Эта статья в настоящий момент постепенно дописывается.
Пожалуйста, если хотите что-либо добавить в статью, сначала обсудите это с другими участниками на странице обсуждения.
Элефант (Elefant)
Боевая масса, т 65,0
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт 90
Размеры
Длина корпуса, мм 8140
Ширина корпуса, мм 3380
Клиренс, мм 485
Бронирование
Тип брони катаная поверхностно закаленная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200(100+100)/12
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200/-35
Борт корпуса (верх), мм/град. 80/0
Борт корпуса (низ), мм/град. 60/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 80/-40
Корма корпуса (низ), мм/град. 80/0
Днище, мм 20-50
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 200/25
Маска орудия, мм/град. 125
Борт рубки, мм/град. 85/30
Корма рубки, мм/град. 85/30
Крыша рубки, мм/град. 30/5
Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм StuK 43
Длина ствола, калибров 71
Боекомплект пушки 55
Углы ВН, град. -8° - +14°
Углы ГН, град. 28°
Прицелы Sfl ZF 1a
Пулемёт(ы) 1 х 7,92 MG 34
Боекомплект пулемёта(ов) 600
Подвижность
Тип двигателя два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных
Модель двигателя Maybach HL 120 TRM
Мощность двигателя, л.с. 2x265
Запас хода по шоссе, км 150
Запас хода по пересеченной местности, км 90
Удельная мощность, л.с./т 8,2
Тип подвески торсионная
Ширина гусеницы, мм 640
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересеченной местности, км/ч 10—15
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,2
Преодолеваемый подъём, град. 22
Преодолеваемая стенка, м 0,78
Ширина преодолеваемого рва, м 2,64
Преодолеваемый брод, м 1,0


Фердинанд (Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась Элефант (Elefant), 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, она приобрела очень широкую известность, с ней связано очень большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка «Tiger(P)» разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где эта САУ продемонстрировала свою неуязвимость от огня советской противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. В Красной Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

Содержание

История создания

История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше АГ» («Porsche AG») и «Хеншель» («Henschel»). Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501(P) («Порше АГ») и VK 4501(H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы поступили на полигонные испытания, выявившие преимущество машины Порше. Кроме того, машина Порше требовала меньших доработок для серийного производства. Фирма «Нибелунгенверк» («Nibelungenwerke») уже начала сборку первых танков, но в итоге в серийное производство пошла все-же машина «Хеншель». Причиной этого считается конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений.

В марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооруженную мощной 88-мм пушкой Pak 43. 23 июня 1942 года при разговоре Гитлера с Альбертом Шпеером было решено переделать в САУ все готовые и находящиеся в производстве танки «Tiger(P)». С этого момента история «Тигра» Порше закончилась, и началась история «Фердинанда».

При проектировании «Фердинанда» Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12.8cm K 40(Sf) auf VK3001(H). Эти тяжёлые машины, вооруженные 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году. Проект «конверсии» танков в САУ делался КБ «Порше АГ» и фирмой «Алкетт» («Alkette») в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины — в частности, по не выясненным причинам построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования. Зимой 1943 года на фирме «Нибелунгенверк» началась переделка танковых шасси в САУ. К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. В знак уважения к создателю Гитлер в феврале 1943 года приказал присвоить новым самоходкам его имя.

Производство

Работы по переделке первого шасси Tiger(P) в САУ начались 16 февраля 1943 года, последняя машина была сдана 8 мая 1943 года. Первая серийная машина вышла на испытания на Куммерсдорфском полигоне в апреле 1943 года. Всего было изготовлено 90 «Фердинандов»

Описание конструкции

САУ имела достаточно необычную компоновку с размещением боевого отделения в корме в просторной рубке. Под боевым отделением размещались тяговые электродвигатели. В центральной части машины были установлены двигатели и генераторы. В передней части корпуса находились места механика-водителя и радиста.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус САУ, доставшийся ей «в наследство» от тяжелого танка, был собран из листов катаной поверхностно закаленной брони толщиной 100 мм (лоб), 80 мм (верхняя часть борта и корма) и 60 мм (нижняя часть борта). В лобовой части бронирование было усилено дополнительным 100-мм листом, крепившемся на болтах с пулестойкой головкой, таким образом, бронирование в лобовой части корпуса достигало 200 мм. Броня не имела рациональных углов наклона. В передней части корпуса находилось два люка над местами механика-водителя и радиста. Броневая рубка собиралась из 200-мм (лоб) и 85-мм (борта и корма) броневых листов, расположенных под наклоном для увеличения снарядостойкости. Броневые плиты соединялись «в шип», в ответственных местах усиливаясь шпонками, и обваривались для обеспечения герметичности. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой. В бортах и корме рубки имелись амбразуры для ведения огня из личного оружия. В корме рубки размещалась большая круглая бронедверь-люк, использовавшаяся для погрузки боеприпасов и замены орудия. Еще два люка находилось на крыше рубки.

Вооружение

Основным вооружением САУ являлась 88-мм пушка StuK 43 с длиной ствола 71 калибр. Это орудие являлось приспособленным для установки на САУ вариантом противотанковой пушки PaK 43, которое, в свою очередь, было создано на базе зенитной пушки Flak 41. Орудие было установлено в лобовой части рубки в специальной шаровой маске, не очень удачная схема бронирования которой, выявленная по результатам испытаний (в щели проникали мелкие осколки) была улучшена установкой дополнительных щитков. Орудие весило 2200 кг. В походном положении ствол покоился на специальном креплении. Орудие имело мощный двухкамерный дульный тормоз.

Орудие "Фердинанда" имело мощную баллистику и на момент своего появления имело лучшую бронепробиваемость в мире среди танковых и противотанковых орудий. До самого конца войны оно с легкостью поражало все типы средних и тяжелых танков и САУ противника. Лишь лобовое бронирование тяжелых танков ИС-2 и "Першинг" на определенных дистанциях и курсовых углах защищало их от орудия "Фердинанда".

Таблица бронепробиваемости для 88-мм пушки StuK 43
Остроголовый бронебойный снаряд с защитным и баллистическим наконечником Pzgr.39-1, начальная скорость 1000 м/с
Дальность, м При угле встречи 60°, мм
100 202
500 185
1000 165
1500 148
2000 132
Приведённые данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Боекомплект орудия состоял из 55 (по некоторым данным - 50) выстрелов, включавших в себя бронебойные снаряды Pzgr.39-1, подкалиберные снаряды Pzgr.40/43 и осколочно-фугасные снаряды Sprgr. Выстрелы были скомплектованы в унитарных патронах. Для орудия САУ существовали и кумулятивные снаряды, но никакой информации об их исплользовании "Фердинандами" не найдено. С 1944 вместо дефицитных и выпущенных в небольшом количестве снарядов Pzgr.40/43 использовались снаряды Pzgr.40(W) - подкалиберные со стальным сердечником.

Первоначально в состав вооружения пулемет не входил, но в ходе модернизации января-марта 1944 года в лобовой броне корпуса справа была установлена шаровая установка пулемета MG 34. Боекомплект пулемета составлял 600 патронов.

Двигатель и трансмиссия

"Фердинанд" имел два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя водяного охлаждения Maybach HL 120 TRM, мощностью по 265 л.с (при 2600 об./мин). Выхлопные газы выводились в район пятого опорного катка. САУ имела оригинальную электромеханическую трансмиссию. Двигатели приводили в действие два электрогенератора фирмы Bosh. Тяговые электродвигатели Siemens D1495aAC мощностью по 230 кВт были расположены в корме корпуса и приводили в действие каждый свое колесо через понижающий редуктор. Такая трансмиссия обеспечивала чрезвычайно легкое управление машиной, но отличалась значительным весом. Также электрооборудование САУ включало в себя вспомогательный электрогенератор, два стартера и четыре аккумуляторные батареи.

Ходовая часть

Ходовая часть САУ имела много общего с таковой экспериментального танка "Леопард", спроектированного Порше в 1940 году. Подвеска торсионная, торсионы размещены вне корпуса продольно на тележках. С каждого борта было расположено по три тележки с двумя опорными катками каждая. Такая конструкция подвески значительно облегчала ее ремонт - так, замена катка занимала не более 3-4 часов. Конструкция катков была хорошо продумана и обеспечивала высокий срок службы при значительной экономии дефицитной резины. Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Гусеницы состояли из 109 стальных траков каждая шириной 640 мм.

Модификации

В конце 1943 - начале 1944 года все оставшиеся к тому времени в строю "Фердинанды" (47 шт) прошли ремонт и модернизацию на заводе "Нибелунгенверк". Проведенные работы включали установку в лобовом листе САУ пулемета в шаровой установке, замену стволов орудий, разворот щитка на стволе орудия "задом наперед" для лучшего крепления на стволе, монтаж на крыше рубки наблюдательной башенки, смену полюсов на осветительном генераторе и улучшение герметизации выхлопных патрубков.

Часто САУ, прошедшие модернизацию, называют "Элефант" (Elefant). На самом деле, приказ о переименовании САУ вышел 27 февраля 1944 года, уже после окончания модернизации. Впрочем, новое название прижилось плохо и до конца войны самоходки и в войсках, и в официальных документах чаще назывались "Фердинандами", чем "Элефантами". В то же время, в англоязычной литературе чаще используется название "Элефант", что связано с тем фактом, что в боях с англо-американскими войсками в Италии принимали участие машины под этим названием.

Организационно-штатная структура

"Фердинанды" входили в состав тяжелых истребительно-противотанковых батальонов (schwere Panzerjager Abteilung). В каждом батальоне первоначально было 45 САУ. Оба батальнона входили в 656 полк штурмовых орудий. После тяжелых боев Курской битвы оставшиеся самоходки свели в один батальон. К концу войны осталась только одна рота, вооруженная "Элефантами".

Боевое применение

"Фердинанды" дебютировали в июле 1943 года в Курской битве, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти орудия приняли в пригородах Берлина.

Курская битва

К июлю 1943 года все "фердинанды" находились в составе 653-го и 654-го батальонов. Согласно плану операции "Цитадель", все САУ этого типа должны были быть использованы в атаках против советских войск, обороняющих северный фас Курской дуги. Тяжелым САУ, неуязвимым от огня штатных противотанковых средств, отводилась роль бронированного тарана, который должен был пробить хорошо подготовленную глубокоэшелонированную советскую оборону.

Где можно увидеть

Ввиду небольшого числа выпущенных машин до нашего времени уцелело только два экземпляра САУ «Фердинанд». Одна из них находится в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (захвачена Красной Армией под Курском), вторая - в Абердинском танковом музее в США (захвачена американскими войсками в Италии).

«Фердинанд/Элефант» в компьютерных играх

«Фердинанд/Элефант» фигурирует в достаточно большом количестве компьютерных игр разнообразных жанров в симуляторах бронетанковой и авиатехники (в качестве цели), стратегиях реального времени и пошаговой стратегии Panzer General III. В обоих её редакциях (базовой и расширенной Scorched Earth) игрок может комплектовать с лета 1943 года немецкие противотанковые части этой САУ. По своему бронированию и вооружению её представление в игре является одним из самых мощных игровых юнитов, что в определённой степени соответствует действительности.

«Фердинанд» можно увидеть и в отечественных играх, в частности, в стратегиях реального времени Блицкриг, Сталинград и Sudden Strike (Противостояние).

Модели «Фердинанда»

Масштабные копии САУ JagdPz Elefant выпускаются рядом фирм-производителей модельной продукции. Однако во многих регионах России практически единственным доступным вариантом является только пластмассовая сборная модель-копия «Фердинанда» фирмы «Звезда» в масштабе 1:35. Чертежи для самостоятельной постройки модели неоднократно публиковались в журнале «Моделист-Конструктор».

Источники информации

  • М.Свирин тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд». — М.: Армада, выпуск №12, 1999. — С. 52. ISBN 5-85729-020-1
  • М.Барятинский Бронетанковая техника Третьего Рейха. — М.: Бронеколлекция, спецвыпуск №1, 2002. — С. 96.

Cсылки


Эта статья является частью проекта «Бронетехника». Если Вы хотите поучаствовать в проекте, приглашаем Вас посетить его основную страницу: Проект:Бронетехника. Участники проекта будут Вам благодарны за любую помощь.
 
Cерийные самоходные артиллерийские установки Германии Второй Мировой войны
Истребители танков
Фердинанд (Elefant) | Hetzer | JagdPz IV | Ягдпантера | Ягдтигр
Штурмовые орудия
StuG III | StuG IV | StuH 42 | Brummbar
Самоходные гаубицы
Hummel | Wespe | sIG 33 | Grille | Bison | Штурмтигр
Противотанковые СУ
PzJag I | Marder I | Marder II | Marder III
Зенитные СУ
FlakPz 38(t) | Mobelwagen | Wirbelwind | Ostwind
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home