Гольбейн, Ганс Младший

Гольбейн, Ганс Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников, развился под влиянием своего отца и Ганса Буркмайра.

Биография

Сведения об его деятельности начинаются с его переселения в Базель, где он вместе со своим братом изготовлял рисунки для книгопечатных изданий. Познакомившись со знаменитым Эразмом Роттердамским, Г. украсил экземпляр его сочинения «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками, выказывающими громадный талант рисовальщика и тонкую наблюдательность едкого сатирика (хранится ныне в Базельском музее). В это время материальное положение Гольбейна не было, по-видимому, блистательным, ибо написанная им и дошедшая до нас вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году Г. написал портрет бургомистра Мейера и его жены (находится в Базеле), а также живописца Ганса Гербстера (у Т. Баринга, в Лондоне), в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, Г. много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. Важнейшие произведения этого базельского периода деятельности Г. суть: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин, воспроизводящих главные эпизоды страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

Эта последняя, находившаяся первоначально, вероятно, в домашней капелле заказчика, спасенная от преследования иконоборцев в 1529 году, попала во владение принцессы Елизаветы Гессен-Дармштадской и, будучи в 1887 году очищена от искажавших ее ретушей, предстала во всей первоначальной своей красоте и свежести (знаменитая гольбейновская Мадонна Дрезденской галереи — не более как хорошая копия дармштадтской). К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером. В 1526 г. Г. оставил Базель. В Англии он нашел радушный прием со стороны Томаса Мура. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мура и его семейства, архиеп. Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др. По возвращении в Базель в 1528 г. Г. окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В 1532 г. религиозные смуты заставили Г. снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (нах. в Дрездене), сэра Рич. Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII (у гр. Йорика, Дэнби Сеймур, герц. Манчестерского), Джэн Сеймура (в Вене), Эдуарда VI (в Ганновере, в Виндзоре), герц. Норфолька (там же) и т. д. По поручению короля Г. два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. В третье пребывание свое в Лондоне он снова написал немало портретов, рассеянных теперь в разных общественных и частных собраниях. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Живописные произведения Г. отличаются тонкою выработкою прекрасного рисунка, пластичною моделировкою, прозрачностью светотени, сочностью и шириною кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Г. в немецком искусстве увеличивается еще тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера.

Известные картины

  • Эразм Роттердамский (1523; Музей искусств, Базель);
  • Томас Мор (1527; Собрание Фрика, Нью-Йорк);
  • Шарль де Солье, сир де Моррет (1535; Галерея, Дрезден);
  • Генрих VIII (1540; Национальная галерея, Рим).

Литература

  • Woltmann, «Holbein und seine Zeit» (2-е изд. Лпц., 1873-76);
  • Р. Mantz, «Hans Holbein» (немец. перев. 1879, с 49 рис.) и
  • Wornum, «Some account of the life and works of H. Holbein» (Лонд., 1867).

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home