Берлин, Исайя

Сэр Исайя Бе́рлин (англ. Isaiah Berlin, 6 июня 1909, Рига — 5 ноября 1997, Оксфорд) — английский философ, историк, один из основателей современной либеральной политической философии.

Содержание

Биография

Родился в респектабельной еврейской семье торговца лесом. На семью не распространялись ограничения черты оседлости и Берлин провел детство в Риге и Петрограде, В 1917 г. был свидетелем большевистского переворота в России, что, возможно, в дальнейшем отразилось на его резко отрицательном отношении к марксизму и социализму. В 1921 г. семья Берлиных эмигрирует в Великобританию, где Берлин заканчивает частную школу и в 1935 г. Corpus Cristi колледж Оксфордскoго университета по специальности политическая экономия и философия. За исключением лет Второй Мировой войны, вся дальнейшая жизнь Берлина связана с Оксфордским университетом: с 1950 по 1966 гг. он преподавал философию в колледже Всех Душ, в 1966 г. избран первым президентом новообразованного колледжа Вольфсона. С 1974 по 1978 гг. Берлин был президентом Британской академии. С 1975 г. — профессор социально-политических наук в колледже Всех Душ.

В годы Второй Мировой войны Берлин работал в британской службе информации в США (19411942), a в 1945—6 гг. 2-м секретарем британского посольства в СССР. Находясь в Советском Союзе встречался в Москве с Б.Пастернаком и в Ленинграде с А.Ахматовой. В обстановке начавшейся изоляции СССР эти встречи, по-видимому, послужили поводом для последующих гонений в известном постановлении ЦК КПСС "О журналах «Звезда» и «Ленинград»", в котором шельмованию подверглись А.Ахматова и М.Зощенко, усилению режима цензуры в СССР. Берлину, однако, посвящён цикл стихотворений А.Ахматовой «Cinque».

С 1956 г. до конца жизни Берлин был женат на Алин Халбан (в девичестве - Гинцбург), дочери издателя «Еврейской энциклопедии»

В 1957 г. Берлин возведен в рыцарское звание, в 1971 г. награжден британским орденом «За заслуги». В Риге, на фронтоне доме, в котором родился Берлин, установлена мемориальная доска в его память.

Мировоззрение

В своей речи при вступлении в должность профессора социальной политологии Оксфордского университета, которая впоследствии получила форму эссе «Две концепции свободы», Берлин определил две концепции свободы : «негативная» и «позитивная». «Негативная» свобода, по мнению Берлина, есть отcутствие ограничений, препятствующих действиям человека или группы людей в их намерениях осуществить осознанные желания. В противоположность этому, «позитивная» свобода толкуется как возможность человека или группы людей самостоятельно, без вмешательства внешних факторов, определять свою судьбу. В историческом развитии два введенных таким образом понятия свободы, согласно Берлину, развивались в расходящихся направлениях, достигнув в конце концов прямого столкновения. Подчеркивая естественность обоих воззрений, Берлин находит однако, что «позитивная» концепция свободы часто может стать основой политических злоупотреблений, так как в поисках самостоятельного выбора людям свойственно отождествлять правильность решения с собирательными концепциями в форме "высшего разума", религии или государства. При этом, без различия форм, принятое таким образом "правильное решение" противоставляется иррациональным влечениям, неконтролируемым желаниям и вообще "низкой" природе человека. Говоря словами самого Берлина : «Я воспринимается как нечто большее, чем сам индивид… как некое социальное целое — будь то племя, раса, церковь, государство». Подобное противопоставление неизбежно ведет к вырабатыванию единой воли такого социального целого и её навязыванию своим непокорным членам, достигая таким образом собственной свободы. Подобное противопоставление неизбежно ведет к вырабатыванию единой воли такого социального целого и её навязыванию своим непокорным членам. Относя размышления Канта, Руссо, Гегеля к «позитивной» школе свободы, Берлин отмечает, что развитие идей такого рода привело к отождествлению свободы с разного рода политическими ограничениями, особенно в XIX-XX веках, когда они широко использовались как база для национального самоопределения, демократического самоуправления и коммунистического толкования гуманности. В высшей точке выражения, эти идеи, парадоксальным образом, трактуют свободу идивидуума как форму коллективного контроля, необходимую для самоопределения наций, социальных групп и, возможно, всего человечества. Таким образом, Берлин устанавливает связь между «позитивной» интерпретацией свободы и тоталитаризмом. «Негативная» свобода, соответственно, наоборот служит, на его взгяд, обеспечению незыблемых границ свободы человека и/или групп людей, за которые не может преступать никая власть.

Важнейшие работы

  • «Карл Маркс» (1939)
  • «Еж и лиса» (1953)
  • «Историческая неизбежность» (1955)
  • «Век просвещения» (1956)
  • «Две концепции свободы» (1958)
  • «Четыре эссе о свободе» (1969)
  • «Русские мыслители» (1978)
  • «Понятия и категории» (1978)
  • «Против течения» (1979)
  • «Личные впечатления» (1980)
  • «Искривленное древо человечества: главы из истории идей» (1990)
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home