Пять скандх

Пять скандх, Паньчаскандхи (санскр. पञ्चस्कन्धी, pañcaskandhī?) — пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Другими словами, совокупность пяти скандх является "Я" индивидуума, в терминологии Юнга - самостью:

  1. форма, чувства — рупа (санскр. रूप, rūpa?) — тело, шесть его органов чувств и их объекты - 18 дхату. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие рупа рупа близко к понятию материи в западной философии.
  2. чистые чувства, ощущения — ведана (санскр. वेदना, vedanā?), без эмоций: речь идёт об опознании.
  3. восприятия-ощущения, представления — самджня (санскр. संज्ञा, saṃjñā?), речь идёт о детальном, чувственном восприятии.
  4. воля, также опыт — самскара (санскр. संस्कार, saṃskāra?) — практически все виды умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения). Воля — источник кармы. Речь идёт об осознанном действии.
  5. сознание, знание, различение — виджняна (санскр. विज्ञान, vijñāna?). Речь идёт о понимании результатов действия, не омрачённом эмоциями, иначе - о запоминании, накоплении знания.

Пять скандх являются одной из основополагающих буддийских концепций и важной частнью буддийской доктрины в целом. Только через них воспринимается мир (сансара), и ничто не воспринимается не через их.

Благорадя Пяти скандхам возникает привязанность (упадана) и страдания (духкха).

Доктрина описывает одну материальную (рупа) и четыре «умственных» (нама - имя, в данном контексте - идеальное) скандхи, которые передают относительный опыт окружающего мира индивидуума. Нама и рупа изображается на схемах как лодочник (управитель, ум) и лодка. См. также Двенадцатичленная формула бытия.

На системе мировосприятия через скандхи базируется теория буддийской медитации.

Порядок скандх имеет важное значение, так как более «высокие» скандхи находятся в зависимости от более «низких». Четыре "идеальных" скандхи (нама) рассматриваются как элементарный кармический цикл. Сначала - ведана (ощущение чего-то нового, опознание), потом эмоциональное восприятие опознанного (самджня), сопоставление с имеющимися представлениями. Потом - действие на основании воли и опыта (самскара), и потом - сознание результата, накопление знания (виджняна).

Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств, поэтому рупа отождествляется с материальным.

Система скандх сильно повлияла на К. Г. Юнга, который ввёл в рассмотрение понятие самости из четырёх элементов: чувство, ощущение, мышление и интуиция. Однако философия Юнга подвергалась критике с буддийских позиций, потому что Юнг опирался на самость (соответствующее Атману или системе скандх в буддизме), а буддийская философия отрицает наличие Атмана.

Пять скандх в тибетском буддизме

В тибетском буддизме рассматривается пять Ади-Будд, представляющих собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды. Точнее, пять Ади-Будд соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей. выраженных пятью скандхами. Поэтому их также называют буддами пяти скандх.

  1. Будда Акшобья соответствует форме (рупа)
  2. Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана)
  3. Будда Амитабха соответствует представлению (самджня)
  4. Будда Амогхасиддхи соответствует воле, опыту (самскара)
  5. Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна)

Тантрические системы активно работают с пятью скандхами и соответствующими им пятью Ади-Буддами.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home