Исход

Статья Книга Исхода посвящена описываемым здесь событиям в Библии и Торе.

Исход — события, описываемые в нескольких местах Библии (наиболее подробно в «Книге Исхода»), связанные с возможно на самом деле имевшим место массовым уходом древних евреев (израильтян) из Египта.

Содержание

Библейский сюжет

Израильтяне попадают в Египет вслед за праотцом Иаковом и Иосифом, когда последний становится министром при дворе фараона. Со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство, длившееся ок. 400 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становится невыносимыми, их растущее число становится причиной ненависти, фараон издает указ об умертвлении всех родившихся мальчиков из племени израильтян. Один из них - Моисей - однако избегает такой судьбы, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмоленную его матерью корзину, которая, спущенная на воды Нила, попадает в руки дочери фараона. Моисей растет при дворе, проявляя сочувствие к судьбе своих соплемненников. Убив однажды надсмотрщика над израильтянами-рабами, он вынужден бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Хорев. Там ему является небесный голос, который повелевает Моисею вернуться в Египет, чтобы выверсти оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему богу.

Вернувшись в Египет, Моисей именем бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приблеженных в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как Песах (Пасха) - казнь всех египетских первенцев и спасение первенцов израилевых - ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются к северо-восточной границе Египта. Армия фараона настигает их у моря, где совершается еще одно чудо : воды его расступаются перед израильтянами и сразу за ними смыкаются над войском фараона.

Странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, олицетворющем бога, израильтяне на горе Синай получают массовое божественное окровение : скрижали завета, на которых записан декалог. Скрижали получены самим Моисеем после сорокодневногто поста в уединении на горе.

Путь израильтян по пустыне сопровождается дальнейшими чудесами : дарованием манны небесной, появлением воды из скал и других, которые исполняет Моисей, выспупая посредником между народом и богом. Странствия по пустыне продолжаются 40 лет, израильтяне организовывают собственную армию и клан священников - левитов, - призванных обслуживать сооруженную в пути скинию.

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан - была установлена еще при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет. Организация самого захвата тщательно планируется : туда засылаются разведчики, земельные наделы предварительно делятся между коленами Израиля, определяется военное планирование. Моисей умирает так и не вступив в обещанную богом землю обетованную, руководство переходом через Иордан, как и захватом ханаанских городов, осуществляет его преемник - Иисус Навин.

Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.

Хронология Исхода

Поскольку документальных подтверждений Исхода у нас нет, не существует и согласия о возможной исторической дате этого события.

Традиционная религиозная точка зрения опирается на "430 лет", которое евреи, согласно Исх. 12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно I Кн. Царств 6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Царя Соломона в Иерусалиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н.э., что дает около 1445 г. до н.э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, являтся противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, так как, например,

  • воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца - царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчет ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правление самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Египетской хронологии, 1445 г. до н.э. приходится на время правления Тутмоса III, который, по согласно археолочическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями земли Ханаамской : раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от ханаанской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 г.г. до н.э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н.э.; в Мегиддо - ок. 1145 г. до н.э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патрирха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н.э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н.э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет рабами.

Те исследователи, которые все же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времеми правления Рамзеса II, т.е. к периоду между 1279 и 1212 гг. до н.э. (или между 1290 и 1224 гг. до н.э. по другой версии древне-египетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остается другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Альтернативные версии

Существует значительное количество альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Вулканическая теория

Одним из возможных объяснений событий, изложенных в Библии, некоторые считают извержение вулкана на острове Санторини и последовавшее за ним цунами, достигшего дельты Нила приблизительно в 1600 г. до н.э. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод моря во время перехода через него сынов Израиля. Дарование Торы на горе Синай тоже рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, предпологаемым местом называется такого извержения часто называется гора Алаль Бадр на территории современной Саудовской Аравии.

Связь с атонизмом

В 1939 г., в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма, поклоняясь только одному божеству из древне-египетского пантеона - богу Атону. Далее Фрейд предпологает, что после провала этой религии в Египте, один из учеников Эхнатона предпринял попытку объеденить под ее эгигой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, т.е. после 1358 г. до н.э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман даже предположил, что Моисей и Эхнатон - одно и то же лицо.

Большинство современных египтологов не согласятся отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона, однако идея Фрейда о близости раннего иудаизма и атонизма правдоподобна.

Литература

  • Holer, «De transitu israelitarum per mare Rubrum» (Иена, 1759);
  • Raumer, «Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan» (Лпц., 1837);
  • Brugsch-Bey, «L’Exode et les monuménts égyptiens» (1875);
  • G. Ebers, «Durch Gosen zum Sinai» (1872);
  • специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, «История народа израильского в Египте» (1884 г., неоконч.),
  • несколько глав в I т. «Библейской ист.» А. П. Лопухина;
  • «Комментарии» Спикера (комментарий на И. принадлежит Ролинсону);
  • «Летопись» Г. Властова.

См. также

Книга Исхода в Библиологическом словаре Александра Меня.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home