Бэмби (мультфильм)

Бэмби
Bambi (англ.)
Жанры семейный, драма
…2 3 4 → Бэмби 2 (2006)
Полнометражный мультфильм:
Режиссёр Дэвид Хэнд
Продюсер Уолт Дисней
Сценарий Феликс Зальтен (книга)
Перс Пирс (руководитель)
Ларри Моури (адаптация)
Музыка Фрэнк Черчилль
Эдвард Пламб
Александр Стейнерт (дирижёр)
Компания RKO Radio Pictures
Walt Disney Pictures
Премьера 13 августа 1942 (кинотеатры)
24 февраля 2005 (DVD / VHS)
Длительность 67 мин 39 сек (PAL)
Бюджет {{{budget}}}
Страница IMDb

«Бэ́мби» (англ. «Bambi») — пятый по счёту классический мультфильм Уолта Диснея. Работа над картиной началась в 1936 году и, в силу исключительной сложности в реализации поставленных целей, закончилась лишь в 1942 году. В основе картины лежит одноимённая книга Феликса Зальтена, выпущенная в 1923 году. Главные действующие лица — оленёнок Бэмби, его родители (мать и отец — Великий Князь леса) и друзья.

«Бэмби» номинировался на «Оскар» в трёх категориях — лучшая песня («Love Is A Song»), лучшая музыка и лучший звук, однако, не получил ни одной награды. В год премьеры мультфильм провалился в прокате, но при повторных показах (c 1947 по 1988) начал стремительно набирать популярность и вскоре стал культовым. В 1948 году картина получила премию «Золотой глобус». Также «Бэмби» был самым любимым мультфильмом Уолта Диснея.

По результатам недавнего опроса Los Angeles Business, «Бэмби» был признан лучшим диснеевским мультфильмом, набрав 21% голосов (для сравнения — «Белоснежка и семь гномов» получил 20% голосов, а «Король-лев» — только 8%)[1].

Содержание

Сюжет

Мультфильм начинается с рождения нового Принца леса — оленёнка Бэмби. Вместе со своими первыми друзьями — Топотуном и его сёстрами — он учится ходить, говорить и знакомится с другими обитателями леса. Неожиданной для него становится встреча с Фэли́н — маленькой оленихой, которая находит общение с Бэмби весьма забавным занятием. Бэмби, однако, совсем не разделяет радости Фэлин. Пытаясь догнать назойливую знакомую, Бэмби встречается со своим отцом — Великим Князем леса — самым уважаемым оленем во всём лесу. Внезапно на сцене появляется чужак — Человек — охотник, не знающий пощады и сострадания. Несмотря на то, что Бэмби и его маме удаётся избежать опасности, жизнь в лесу больше никогда не будет такой же беззаботной и лёгкой, как прежде.

Вслед за осенью приходит зима — самое трудное время в жизни Бэмби — но и она не длится вечно. Появляются первые лучи весеннего солнца, и Бэмби вместе с мамой снова отправляются на луг, где находят первую весеннюю травку.

Увы, мирная прогулка заканчивается трагедией — пуля вновь появившегося охотника на этот раз всё-таки настигает маму Бэмби. Не разобравшись в том, что случилось, Бэмби тщетно пытается отыскать свою маму в погружающемся в ночную тьму лесу. Вместо мамы он находит Великого Князя, который и сообщает ему роковое известие. Беззаботное детство Бэмби остаётся в прошлом.

Наступает весна, и старые друзья — Бэмби, Цветочек и Топотун — встречаются снова. Бэмби уже совсем не тот, что раньше — у него выросли рога, и из застенчивого и пугливого ребёнка он превращается в молодого оленя. Весна — период любви, и, встретившись со старой знакомой Фэлин, Бэмби в буквальном смысле оказывается на небесах. Идиллию вдребезги разбивает неожиданно появившийся соперник — Ро́нно, — с которым Бэмби приходится вступить в бой. С честью выдержав новое испытание, Бэмби остаётся наедине с Фэлин — но лишь до тех пор, пока смертельная опасность — Человек — вновь не появляется в лесу. На этот раз спрятаться от него не получается — Человек прочно обосновался в лесу и начал массовое истребление его обитателей. Кульминация всего действия — встреча Бэмби и Фэлин с ордой охотничьих собак, от которых им чудом удаётся скрыться. Однако, самая главная опасность ещё впереди — человеческий огонь учиняет всепожирающий пожар, и жители леса вынуждены в спешке покинуть свои родные дома. Как и в прошлом его маму, спасающегося от огня Бэмби подстреливает Человек, но рана оказывается несмертельной, и вместе со своим отцом Бэмби спасается из догорающего леса.

Даже самым тяжёлым временам приходит конец, и превращённый в пепелище лес начинает перерождаться. Финальный аккорд мультфильма — рождение у Бэмби и Фэлин двух оленят, удивительно похожих на своих родителей. Поняв, что его время прошло, Великий Князь леса уступает своё место окончательно повзрослевшему Бэмби.

Персонажи

  • Бэ́мби (Bambi): Бэмби — центральный персонаж мультфильма. Впервые мы видим его совсем маленьким, едва умеющим ходить. Он робок и пуглив, но быстро привыкает ко всему новому и учится радоваться жизни. Агрессия Человека и пожар в лесу сильно меняют характер Бэмби, и в конце-концов он сменяет своего постаревшего отца на посту защитника леса.
  • Мама Бэмби: Воспитывает Бэмби в одиночестве. Очень осторожна и умна, всеми силами старается защитить Бэмби от возможной опасности. Тем не менее, ей не удаётся избежать пули Человека.
  • Топотун (Thumper): Храбрый, энергичный и самостоятельный заяц. Своё имя Топотун получил из-за способности стучать ногой по поводу и без повода. Любит бросаться неосторожными фразами, за которые ему приходится отвечать перед мамой.
  • Цветочек (Flower): Этого скромного и застенчивого скунса так назвали по чистой случайности — маленький Бэмби перепутал его с цветком. Однако, похоже, Цветочек более чем доволен своим новым именем.
  • Фэли́н (Faline): Олениха-подруга Бэмби, с которой он случайно знакомится на лугу; по натуре Фэлин очень энергична и жизнерадостна. Каждая их встреча — это неожиданность для Бэмби.
  • Великий Князь (Great Prince): Степенный и немногословный отец Бэмби. Согласно словам мамы Бэмби, Великий Князь — самый мудрый и самый старый олень в лесу. Его задача — охранять лесных обитателей от нашествий Человека.
  • Ро́нно (Ronno): Имя Ронно не упоминается в мультфильме, а появляется этот мрачный и крайне агрессивный олень лишь однажды — как неожиданный соперник Бэмби в борьбе за внимание Фэлин.
  • Друг Филин (Friend Owl): Старый филин, основное занятие которого — дремать в своём дупле. Этот комичный персонаж не любит, когда его беспокоят, а весеннюю любовную лихорадку воспринимает не иначе, как «чирикнутость».
  • Человек (Man): Единственный и абсолютный враг леса, несущий с собой страх и смерть. Каждое появление Человека в лесу — это большое несчастье для всех его обитателей. В конце-концов из-за преступной халатности и неосторожности Человека в лесу начинается пожар.

История создания

В 1933 году права на создание фильма по мотивам книги Феликса Зальтена были выкуплены Сиднеем Франклином — одним из сотрудников студии MGM. Однако, через некоторое время стало очевидно, что такой фильм невозможно снять средствами традиционного кинематографа, и в 1935 году Уолту Диснею было предложено создать полнометражную анимационную картину. В результате «Бэмби» стал любимым детищем Уолта Диснея и одним из самых трудоёмких проектов того времени, подход к которому во многом отличался от предыдущих работ студии.

На ранних стадиях разработки художники пытались добиться максимально детального и достоверного отображения действительности, но под влиянием живописи Тайруса Вонга курс резко поменялся, и ставка была сделана не на достоверность, а на эмоциональность и минималистичность рисунка, позволяющую воображению зрителя самостоятельно дорисовывать общую картину. Аналогичный минималистический подход можно заметить как в музыке, так и в построении сюжета — за 70 минут экранного времени персонажами мультфильма было сказано всего около 800 слов[2].

Интересные факты

  • Несмотря на то, что непосредственно увидеть Человека в мультфильме нельзя, его появление знаменует зловещая музыка. Позже этот метод изображения приближающейся опасности (тяжёлый, простой, повторяющийся мотив) был использован Стивеном Спилбергом в его знаменитой киноленте «Челюсти».
  • Стивен Спилберг, опять же, сам признавался в интервью журналу «Newsweek», что считает «Бэмби» самым печальным фильмом всех времён. Он вспоминает: «Когда я был ребёнком, я часто вставал по ночам и проверял, всё ли в порядке с моими родителями» [1].
  • Американский киноинститут (American Film Institute, AFI) признал Человека одним из пятидесяти величайших злодеев кинематографа [2].
  • В видеоигре Kingdom Hearts, выпущенной компанией SquareSoft, Бэмби играет роль дружественного создания, помогающего героям полезными предметами.
  • В некоторых ранних набросках Топотуна называли Бобо.
  • Причина, по которой Великий Князь исключительно редко появляется в мультфильме и почти не говорит — сложности в анимации его рогов. Позже, при работе над продолжением «Бэмби 2», аниматор Фрэнк Томас (один из главных аниматоров «Бэмби») признавался, что художникам приходилось использовать специальную статуэтку оленя для правильной отрисовки, но даже в этом случае в слишком сложных сценах анимация получалась неестественной[3].
  • Два отрицательных женских персонажа в фильме о Джеймсе Бонде «Бриллианты остаются навсегда» названы в честь Бэмби и Топотуна.
  • В книге-первоисточнике, помимо Фэлин, у Бэмби есть ещё один друг-оленёнок — Гобо (брат Фэлин). У Ронно также был приятель Карус. Кроме того, после смерти мамы за Бэмби присматривали оленихи Неттла и Марена. Маму Фэлин звали Ина (Ena, в некоторых переводах — Энна).
  • Бэмби — второй по счёту мультфильм Уолта Диснея (первый — «Дамбо»), действие которого происходит в наши дни.
  • Самая известная техническая ошибка «Бэмби» — то появляющийся, то пропадающий детёныш енота в сцене со спасшимися от пожара зверьми. Данная ошибка была исправлена в обновлённой версии 2005 года, вышедшей на DVD.
  • В честь Бэмби и Топотуна названы две малых планеты — за номерами 15845 и 16626 соответственно.
  • В силу специфики затрагиваемых проблем и высокой эмоциональной контрастности, «Бэмби» оказал мощнейшее влияние на мировую (в первую очередь — американскую) культуру и общественную мысль. В американском английском имя Бэмби часто используется как синоним детёныша оленя, повсеместно начали широко использоваться такие термины, как бэмби-эффект, комплекс Бэмби, фактор Бэмби и синдром Бэмби — понятия, обозначающие крайнюю степень сочувствия живой природе вообще и диким животным в частности, в сочетании с категорическим неприятием охотничьего промысла. Бэмби — это один из самых известных, популярных и выдержавших проверку временем символов борьбы за права животных[4].

«Бэмби» и последующие мультфильмы Диснея

Повторное использование анимационных последовательностей из «Бэмби»

Многие материалы из «Бэмби» впоследствии были использованы в других мультфильмах студии Уолта Диснея. Наиболее часто использовалась анимация матери Бэмби (эпизод на лугу незадолго до её смерти) — её можно встретить в «Книге джунглей», «Спасателях», «Мече в камне» и «Красавице и Чудовище». Нередко вторично использовалась анимация листьев, лепестков, второстепенных персонажей и т. п. Один из ярких примеров — дождь в «Лисе и охотничьем псе»: здесь повторно использовалась анимация бегущей от дождя фазанихи с птенцами (см. иллюстрации выше). Примечательно, что продолжение 2006 года — «Бэмби 2» — интенсивно использует оригинальные задние планы «Бэмби», прошедшие компьютерную обработку, а также многие идеи, отброшенные в процессе работы над оригинальным мультфильмом.

Сюжет и художественные приёмы «Бэмби» во многом оказали влияние на другой популярный диснеевский мультфильм — «Король Лев». К примеру, оба мультфильма начинаются рождением главного героя, в обоих мультфильмах главный герой теряет родителя, оба мультфильма заканчиваются сильным пожаром и последующим перерождением природы, а один из символов обоих мультфильмов — главный герой, стоя́щий на вершине скалы. Даже создатели «Короля Льва» не отрицают значительного влияния «Бэмби» на их детище.

Примечания

  1. Poll: Bambi is most beloved animated Disney movie (13 октября 2006 года).
  2. См. Bambi II: Production Notes (PDF) (стр. 4).
  3. См. Bambi II: Production Notes (PDF) (стр. 9—10).
  4. The Trouble with Bambi: Walt Disney's Bambi and the American Vision of Nature (by Ralph H. Lutts).

Ссылки


Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home