Контрафакт

Контрафакт (тж. контрафакция) (от англ. contrafacts, contrafaction) — новая музыкальная пьеса, созданная на основе существующей.

Контрафакты распространены в джазе и чаще всего создаются путем наложения новой мелодии на известную и хорошо узнаваемую гармоническую структуру другого произведения.

В качестве средства композиции контрафакция была особенно важной в 1930—1940-е годы при развитии джазового стиля бибоп, поскольку позволяла содавать новые допускающие импровизацию пьесы для исполнения и записи без нарушения авторских прав, которые могут относиться лишь к мелодии, но не к гармонической основе пьесы.

Контрафакцию следует отличать от музыкального цитирования и реминисценции (которые могут касаться ритма или мелодии прямо или косвенно цитируемого произведения), используемых в различных, как академических, так и неакадемических жанрах музыки.

Примеры

Широко известны такие примеры контрафактов, как пьеса «Donna Lee» Чарли Паркера и Майлза Дэвиса, использующая смену аккордов традиционного джазового стандарта «Back Home Again in Indiana», и «Groovin' High» Диззи Гиллеспи, заимствующая аккордовые ходы песни «Whispering» (исполненной в 1920 году оркестром Пола Уайтмена).

Пьеса Джорджа Гершвина «I Got Rhythm» оказалась особенно подверженной контрафакционной рекомпозиции, так что по популярности среди джазовых композиторов с «Ритмическими ходами» («Rhythm changes» — так часто называют гармоническую структуру этой пьесы) может сравниться только гармония традиционного 12-тактового блюза.

Источники

  1. Jazz Resource Library | Glossary at Jazz in America
  2. Rick Helzer. Composition is the logical extension of a jazz musician's improvisational vocabulary
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home