Цедлиц, Карл Альберт

Карл А́льберт баро́н фон Це́длиц (нем. Zedlitz, 17311793) — прусский политический деятель. Служил в судебном ведомстве.

В 1770 г. Фридрих Великий назначил его министром юстиции, затем в его заведование перешли также народное просвещение и духовные дела. Свои взгляды на задачи народного образования он развил во вступительной речи при приеме в Академию наук в 1776 г. По его словам, главная задача образования — сделать человека лучшим гражданином. В основе образования должно лежать учение Христа.

Цедлиц разделил начальные учебные заведения на народные школы в деревнях и бюргерские школы в городах, рядом с которыми должны были стоять гимназии. Он сохранил ту постановку народных школ, которая дана была им уставом 1763 г., но весьма значительно увеличил их число; при нем народное образование в Пруссии стало доступным для всех, чем было подготовлено введение обязательного обучения (относящееся к 1819 г.). Для народных школ не хватало учителей, несмотря на то, что Цедлиц основал довольно много учительских семинарий; между тем школьный бюджет был очень ограничен и не допускал больших трат. Вследствие этого Цедлиц замещал учительские места солдатами, инвалидами, с жалованьем от 10 до 30 талеров в год, хотя и сознавал малую их пригодность для учительского дела. Бюргерские школы в городах имели более обширную программу и лучших учителей, чем народные школы.

В гимназическом преподавании Цедлиц был безусловным сторонником классицизма и в частности греческого языка, который он сам изучил, только сделавшись министром. Преподавание греческого языка, ранее ведшееся преимущественно по Новому Завету, было им направлено к изучению классиков. Он ввел в гимназиях обращение к ученикам на «вы» и старался сократить применение наказаний. В 1779 г., во время процесса Арнольда, высказался решительно против короля и отказался наложить наказание на судей, произнесших несправедливый, по мнению короля, приговор. Вследствие этого он некоторое время был в немилости. Тем не менее в общем Цедлиц был министром, вполне подходившим к Фридриху Великому; этому содействовало и его свободомыслие в философских вопросах (он был последователем Канта). С Фридрихом-Вильгельмом II1786 г.) ему стало труднее ладить. В 1788 г. он должен был отказаться от заведования народным просвещением, а в следующем году — совершенно выйти в отставку.

Литература

  • A. Trendelenburg, «Friedrich der Grosse und sein Staatsminister Freiherr von Z.» (Б., 1859)
  • С. Rethwisch, «Der Staatsminister Freiherr v. Z. und Preussens höheres Schulwesen» (2 изд., Б., 1886)

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home